Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Пасынковой О.М., Новоселовой Е.Г.,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,
при секретаре Бычковой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 31 января 2014 года по делу
по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах К.Э.Ф. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах К.Э.Ф. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети", просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету К.Э.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с декабря 2010 по июль 2012, исходя из площади жилья в 33 кв.м.; возложить на МУП "Новоалтайские тепловые сети" обязанность по перерасчету К.Э.Ф. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в 44 кв.м. за период с декабря 2010 по июль 2012; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате К.Э.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате К.Э.Ф. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что К.Э.Ф. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Однако, из ответа Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с декабря 2010, исходя из площади жилья в 33 кв.м., при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет 44 кв.м. Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п.4 ч.1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50 % расходов не оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012 г. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу до 24.07.2012 назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению, исходя из меньшей площади жилья 33 кв.м., в то время как, должна назначаться и рассчитываться с учетом общей отапливаемой площади жилого помещения - 44 кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 31 января 2014 года (с учетом определения об исправлении описки от 11.03.2014) исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах К.Э.Ф. удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету К.Э.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с декабря 2010 по июль 2012 года, исходя из площади жилого помещения - 33 кв.м.
На МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность произвести перерасчет К.Э.Ф. , проживающей по адресу "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 44 кв.м., за период с декабря 2010 по июль 2012 года.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате К.Э.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
На Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску возложена обязанность по выплате К.Э.Ф. денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" в доход местного бюджета госпошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением о признании действий управления незаконными, установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Момент времени, когда К.Э.Ф. узнала о нарушении своих прав, судом не устанавливался. Считает, что истцу стало известно о нарушении ее прав в момент выплаты ей 50 % расходов на оплату отопления уже начиная с января 2011 года, доказательств невозможности обращения истца в суд в этот момент прокурором не представлено. В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не был представлен расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, не доказаны обстоятельства, на которые прокурор ссылается в обоснование своих требований. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство третьего лица о понуждении судом прокурора представить расчет недополученной компенсации (как факта, подтверждающего нарушение прав истца) с целью его проверки. Не проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов компенсации, не были приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов, исходя из которых, управлением была выплачена компенсация. Ссылается на судебную практику по истребованию судом первой инстанции расчетов сумм неоплаченной компенсации по коммунальной услуге и передаче гражданских дел по подсудности мировому судье при цене иска менее 50 000 рублей, считает, что размер задолженности по компенсациям влияет на подсудность рассмотрения спора. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, в связи с чем, не достигается основная цель судебной защиты - полное восстановление нарушенных прав граждан.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просил решение суда от 31.01.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Главалтайсоцзащиты - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Статьей 2 указанного выше Закона предусмотрено, что реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а не социальной нормы.
Данные нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г. Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м. общей площади.
В соответствии с Приложением N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
На основании п.п. 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. п. 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
В соответствии с п. 27 данных Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Э.Ф. является реабилитированным лицом, проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: "адрес" .
Решением Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску в декабре 2008 года К.Э.Ф. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как реабилитированному лицу, дата первоначального назначения льгот - 01.10.2007.
Поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, является МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети".
Соглашением об информационном обмене от 12.08.2010 N 45 с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, суммы льготы.
В соответствии с п. 4.2 соглашения МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Согласно представленной Управлением социальной защиты населения выписки по лицевому счету К.Э.Ф. и данных, содержащихся в программном комплексе "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в период с 01.10.2010 по 31.07.2012 льгота по отоплению предоставлялась К.Э.Ф. исходя из льготной площади по отоплению в размере 33 кв.м., что не соответствует вышеприведенным нормам права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период с декабря 2010 по июль 2012 года Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льготы по отоплению, исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как, общая площадь жилого помещения составляла 44 кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылки в жалобе на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалобы о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге, правового значения не имеет, в связи с чем, судебной коллегией во внимание не принимается.
Доводы жалобы третьего лица о пропуске предусмотренного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд также несостоятельны, поскольку в данном случае имеет место спор о праве гражданина на предоставление ему мер социальной защиты, не полученных своевременно в результате действий органов, призванных обеспечить его исполнение, такие отношения не могут носить публичного характера и подлежат оспариванию гражданами в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, соответственно, по данному делу не могут применяться сроки обращения в суд, предусмотренные ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.