Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Бубенщиковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года по делу по иску прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах Лубовой В. Р. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Лубовой В.Р. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Лубовой В.Р. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с декабря 2010 г. по июль 2012 г., исходя из площади жилья в 42 кв.м; возложить на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Лубовой В.Р. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в 47,2 кв.м за период с декабря 2010 г. по июль 2012 г.; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Лубовой В.Р. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "НТС" за указанный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Лубовой В.Р. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
Исковые требования обоснованы тем, что в Лубова В.Р. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Из ответа Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50 % от начисленной суммы, в период с декабря 2010 г. исходя из площади жилья в 42 кв.м, при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет 47,2 кв.м.
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012. До этой даты законодательство не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу до 24.07.2012 назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья, в то время, как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей площади жилого помещения в 47,2 кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края 27 января 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска удовлетворены. Судом постановлено:
Признать действия Муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Лубовой В. Р. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с 10.12.2010 по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Лубовой В. Р. , проживающей по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопления в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 47,2 кв.м, за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Лубовой В. Р. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Лубовой В. Р. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопления, определенного как разница результата перерасчета Муниципальным унитарным предприятием г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Взыскать с МУП г. Новоалтайска "НТС" в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.
В апелляционных жалобах ответчик Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третье лицо Главалтайсоцзащита просят об отмене решения и принятии нового. В качестве доводов указывают на нарушение судом ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, к иску не был приложен расчет недополученной суммы компенсации для подтверждения факта нарушения прав льготополучателем. Заявленное ответчиком и третьим лицом такое ходатайство, судом оставлено без внимания. С учетом анализа правильности произведенных расчетов, следовало определить сумму задолженности и при таковой менее 50 000 рублей, передать дело на рассмотрение мирового судьи. Кроме того, возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Кроме того, в жалобе третьего лица Главалтайсоцзащиты указано на то, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворено требование в части признания действий Управления незаконными, поскольку истцом был нарушен трехмесячный срок, установленный ч.1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ. Истцу было известно о нарушении своих прав в момент выплаты 50 % расходов на отопление в оспариваемый период.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав процессуального истца прокурора, не согласившегося с доводами жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно, проверяя законность судебного акта в пределах доводов жалоб (ст.327-1 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 156-ЗС.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Согласно пунктам 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
Разрешая спор, суд установил, что Лубова В.Р. является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством В *** от ДД.ММ.ГГ , согласно представленным документам проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" .
Квартира принадлежит на праве собственности Лубовой В.Р. , имеет общую площадь 47, 2 кв. м. Услуги по теплоснабжению оказываются МУП "НТС". Согласно решению Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от 25.12.2013 Лубовой В.Р. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - 01.10.2007. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных. Размер общей площади жилого помещения составляет 47,2 кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта.
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету Лубовой В.Р. следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный" (л.д. 34-38). Согласно сведениям, представленным Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску, а также информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", льготная площадь по отоплению определена в размере 42 кв.м (л.д. 23). Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период с декабря 2010 года по июль 2012 года Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льгот по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом Лубовой В.Р. недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд законно возложил на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения 47,2 кв.м. за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истца на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорный период, в связи с чем, обязал МУП г.Новоалтайска "НТС" произвести истцу перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения за указанный период, а Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску - произвести выплату недополученной суммы компенсации.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о признании действий Управления социальной защиты населения незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Довод жалобы о пропуске установленного ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для оспаривания действий Управления, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом рассмотрен спор по правилам искового производства, а не по производству по делам, возникающим из публичных правоотношений по главе 25 ГПК РФ, к которой отнесена норма статьи 256.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.