Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Республике Алтай" на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 22 ноября 2013 года по делу
по иску Потапенко Л.В. к войсковой части 58661-98, войсковой части 58661, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" о взыскании дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапенко Л.В. обратилась в суд с иском к войсковой части 58661-98, войсковой части 58661, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" о взыскании дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГ состояла в должности стрелка ВОХР войсковой части 74881, дислоцированной в с.Поспелиха Поспелихинского района Алтайского края, которая переименована в склад инженерных боеприпасов - войсковую часть 58661-98. ДД.ММ.ГГ уволена с работы в связи с сокращением штата. Согласно приказу Министра обороны РФ *** от ДД.ММ.ГГ ей положена премия за 1 квартал 2013 года. Командиром войсковой части 58661-98 издан приказ о премировании работников за 1 квартал 2013 года, в который она включена не была. Полагая отказ в выплате премии незаконным, просила взыскать с ответчиков невыплаченную премию за первый квартал 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 22 ноября 2013 года с учетом исправления описки, исковые требования Потапенко Л.В. удовлетворены.
Взыскать с ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" в пользу Потапенко Л.В. сумму материального стимулирования за первый квартал 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскать с ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" в доход бюджета Поспелихинского района Алтайского края государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай" просит решение отменить, полагая, что свои обязательства по договорам на обслуживание воинской части им выполнены.
Учреждение является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как при отсутствии подчиненности не является правопреемником войсковых частей, организаций и учреждений Министерства обороны РФ, состоящих на финансовом обеспечение в ФКУ "ОФО МО РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай" и не несет ответственности за действия или бездействия командиров (начальников) войсковых частей, предприятий, организаций Министерства обороны РФ, состоящих на финансовом обеспечении в ФКУ "ОФО МО РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай".
Учреждение может быть признано плательщиком, по вынесенному судом решению и не является ответчиком за действия или бездействия должностных лиц войсковых частей, состоящих на финансовом обеспечении учреждения.
В судебном заседании представитель ответчика Мордовин П.П. поддержал доводы жалобы.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Потапенко Л.В. с ДД.ММ.ГГ состояла в должности стрелка ВОХР второго разряда войсковой части 74881, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 74881 от ДД.ММ.ГГ N15. Письменный трудовой договор заключен с истцом ДД.ММ.ГГ .
Приказом командира войсковой части 74881 от ДД.ММ.ГГ *** Потапенко Л.В. уволена ДД.ММ.ГГ на основании п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с директивой Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ NД-077 произведено переформирование и переподчинение войсковой части 74881 в склад (инженерных боеприпасов военного округа 1 разряда) 1062 центра материального обеспечения Центрального военного округа (войсковая часть 58661).
Правопреемником войсковой части 74881 с ДД.ММ.ГГ является склад (инженерных боеприпасов военного округа 1 разряда) - условное наименование войсковая часть 58661-98.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой начальника склада (инженерных боеприпасов) - войсковой части 58661-98, требованием командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГ N11/20/1/5, перечнем организационных мероприятий, проводимых в Сухопутных войсках в 2012 году.
Полагая, что при увольнении ей не выплачены суммы дополнительного ежеквартального материального стимулирования, обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу, установив, что выплаты стимулирующего характера в виде ежеквартальных дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств входили в систему оплаты труда работников войсковой части, т.е. являлись обязательными, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о нарушении прав истца, которому такие выплаты не были произведены по результатам работы за первый квартал 2013 года по причине его увольнения и издания приказа о выплатах во втором квартале 2013 года.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верной и полной оценке собранных по делу доказательств, свидетельствующих об обязательности ежеквартальных дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Также приказом определено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала, военнослужащим и лицам гражданского персонала дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) - дополнительное материальное стимулирование.
Указанным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (п.1).
Пунктом 11 Порядка установлено, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Перечень лиц, указанных в данном пункте, которым не выплачивается дополнительное материальное стимулирование, является исчерпывающим.
Из телеграммы заместителя Министра обороны РФ от 14 мая 2013 года, из письма начальника ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай", Министром обороны РФ 08 мая 2013 года принято решение о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей (организаций) Министерства обороны РФ за первый квартал 2013 года в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010. Расчетная сумма работникам воинских частей установлена в размере "данные изъяты" рублей. Объем бюджетных средств доведен, исходя из фактической численности работающих по состоянию на 31 марта 2013 года.
Согласно разделу 4 "Выплаты стимулирующего характера" Положения об оплате труда гражданского персонала войсковой части 74881, утвержденного командиром войсковой части 74881 и согласованного председателем профсоюзного комитета 5 марта 2012 года, действующего с 1 января 2012 года, в годовой фонд заработной платы гражданского персонала войсковой части включаются выплаты стимулирующего характера, в том числе ежеквартальные дополнительные выплаты материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств по приказу МО РФ N1010 от 26.07.2010 г.
На основании Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств работников федеральных органов исполнительной власти" и приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010 в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, командиром войсковой части 74881 и председателем профсоюзного комитета ДД.ММ.ГГ утверждено приложение *** к Коллективному договору 2012-2015 г.г. "Положение о дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов оплаты труда лиц гражданского персонала", из содержания которого следует, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что дополнительные выплаты материального стимулирования производятся работникам, проработавшим в войсковой части весь первый квартал 2013 года и не имеющим дисциплинарных взысканий.
Поскольку материалами дела установлены обстоятельства того, что Потапенко Л.В. первый квартал 2013 года осуществляла трудовую деятельность в воинской части, в спорный период времени не имела дисциплинарных взысканий, то есть оснований, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N1010 для невыплаты ей дополнительного материального стимулирования за указанный период времени не имелось, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ию требования в указанной части.
При этом судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что выплата премии (материального стимулирования) по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, а лишение работника такой премии должно быть мотивированным.
Доводы жалобы о том, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с директивой Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ NД-077 произведено переформирование и переподчинение 1966 базы инженерных боеприпасов с условным наименованием войсковая часть 74881(с.Поспелиха) в склад (инженерных боеприпасов военного округа 1 разряда с условным наименованием "войсковая часть 58661-98") 1062 центра материального обеспечения Центрального военного округа (войсковая часть 58661).
Правопреемником войсковой части 74881 с ДД.ММ.ГГ является склад (инженерных боеприпасов военного округа 1 разряда) - условное наименование войсковая часть 58661-98.
Эти обстоятельства подтверждаются справкой начальника склада (инженерных боеприпасов) - войсковой части 58661-98, требованием командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГ N11/20/1/5, перечнем организационных мероприятий, проводимых в Сухопутных войсках в 2012 году.
Согласно уведомлению о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от ДД.ММ.ГГ войсковая часть 58661-98 является обособленным подразделением ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай".
В соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщике лежит обязанность поставить на учет обособленное подразделение. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Налоговым законодательством под обособленным подразделением организации понимается любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Таким образом, регистрация в налоговом органе воинской части 58661-98 как обособленного подразделения ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" на основании заявления ответчика о создании обособленного подразделения означает, что на ФКУ как юридическое лицо может быть возложена ответственность за действия командира воинской части, необоснованно невключившего истца в число лиц на получение дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2013 года.
Как следует из положения ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" последнее осуществляет финансовое обеспечение воинских частей.
Договорами *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" осуществляло финансово-экономическое обеспечение войсковой части 74881 и войсковой части 58661-98, в том числе начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу и других установленных законодательством видов выплат личному составу.
Следовательно, взыскание с ответчика, осуществляющего в силу своего функционального назначения финансовое обеспечение воинских частей, в пользу истца неполученного материального стимулирования за первый квартал 2013 года в размере рублей не противоречит установленным по делу обстоятельствам и направлено на своевременное исполнение решения суда за счет органа, обеспечивающего финансирование воинских частей.
Довод жалобы ответчика о том, что отсутствует вина юридического лица ФКУ в невыплате истцу материального стимулирования за первый квартал 2013 года судебной коллегией во внимание не принимается, так как основанием взыскания с указанного ответчика денежных средств является не вина данного учреждения в исполнении своих функций, а наличие вины непосредственного руководителя воинской части 58661-98, не включившего истца в приказ о спорных выплатах.
Установленные обстоятельства зачисления ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" на финансовое обеспечение воинской части 58661-98, являющейся правопреемником воинской части 74881, в которой истец работала в течение 1 квартала 2013 года, обстоятельства постановки ответчиком воинской части 58661-98 в качестве своего обособленного подразделения подтверждают правильность вывода суда о взыскании ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" материального стимулирования.
Взыскание материального стимулирования за первый квартал 2013 года с ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" означает, что последнее отвечает за финансовое обеспечение и финансовую ответственность созданной в результате переформирования воинской части 58661-98, являющейся обособленным подразделением юридического лица ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай".
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" является не надлежащим ответчиком по спору, опровергаются вышеизложенным.
Довод жалобы о том, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" не является виновным в рассматриваемом споре, а может нести ответственность по вынесенному судом решению только как плательщик и лицо, на чьем финансовом обеспечении состоят воинские части, не является основанием для отмены решения суда, так как при разрешении спора судом не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины самого юридического лица ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике" в невыплате истцу дополнительного материального стимулирования.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Республике Алтай" на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 22 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.