Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Цуркан Л.С., Сидорова П.А.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2014 года апелляционную жалобу МУП "Подольский троллейбус" на решение Подольского городского суда Московской области от 06 декабря 2013 года по делу по заявлению МУП "Подольский троллейбус" о признании недействительным пунктов 5 и 9 Предписания N 13-4-112-51 Государственной инспекции труда в Московской области от 25 сентября 2013 года и восстановлении срока для подачи заявления об оспаривании пунктов 5 и 9 Предписания N 13-4-112-51 Государственной инспекции труда в Московской области от 24 сентября 2013 года,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.
объяснения представителя заявителя,
УСТАНОВИЛА:
МУП "Подольский троллейбус" обратился в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 5 и 9 Предписания N 13-4-112-51 Государственной инспекции труда в Московской области как от 24 сентября 2013 г. и восстановлении срока для подачи заявления об оспаривании пунктов 5 и 9 Предписания N 13-4-112-51 Государственной инспекции труда в Московской области от 25 сентября 2013 года.
Свои требования мотивировал тем, что государственным инспектором труда в период с 11 по 24 сентября 2013 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МУП "Подольский троллейбус". Были выявлены ряд нарушений, при этом в предписании от 24.09.2013 года указано в п. 5 устранить такие нарушения ст. ст. 57, 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса РФ, постановления Правительства РФ N 870 от 20.11.2008 года - работникам, которым установлен класс опасности 3.1., 3.2 (перечень согласно Сводной ведомости приложения N 6 и 7) установить и предоставлять компенсации за работу во вредных условиях труда (сокращенная рабочая неделя (не более 36 часов неделя), дополнительный отпуск (не менее 7 календарных дней) доплата (не менее 4%) с даты установления вредных и (или) опасных условий труда. Срок исполнения - 31.10.2013 года.
В п. 9 предписано отменить приказ N 65 от 13 марта 2013 г. о применении дисциплинарного взыскания, как изданный в нарушение ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ. Срок исполнения - 31.10.2013 года.
Не соглашаясь с указанными пунктами предписания, МУП "Подольский троллейбус" указал, что аттестация рабочих мест проводилась ООО "Региональный стандарт", результаты аттестации рабочих мест в МУП "Подольский троллейбус" отражены в Картах аттестации рабочего места по условиям труда. Сведения о необходимости предоставления и размерах гарантий и компенсаций по результатам оценки труда указываются в соответствующих картах аттестации. МУП "Подольский троллейбус" указало, что они предоставляют все соответствующие компенсации работникам по результатам аттестации рабочих мест в точном соответствии с картами аттестации в соответствии с Постановлением N 870, с учетом коллективного договора предприятия. Требование инспектора труда о необходимости предоставления дополнительных компенсаций работникам не указаны в картах аттестации. Требование изложенное в п. 9 Предписания по мнению заявителя неправомерно, так как при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства, а в данном случае вторгся в разрешение индивидуального трудового спора.
Представитель Государственной инспекции труда в Московской области возражал против заявленных требований.
3-е лицо Аникеева Е.Ю. возражала против заявленного требования.
Решением Подольского городского суда Московской области от 06 декабря 2013 года исковые требования МУП "Подольский троллейбус" были удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, истец МУП "Подольский троллейбус" обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании недействительным пункта 5 Предписания N 13-4-112-51 Государственной инспекции труда в Московской области от 25 сентября 2013 года, постановить новое решение в данной части об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в обжалованной части, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Также согласно ст. 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Московской области выдано 24 сентября 2013 года предписание N 13-4-112-51 в адрес МУП "Подольский троллейбус".
Пунктом п. 5 Предписания предусмотрено устранить нарушение ст. ст. 57, 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса РФ, постановления Правительства РФ N 870 от 20.11.2008 г. "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными иными особыми условиями труда" - по результату проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда от июля 2010 года, работникам, которым установлен класс опасности 3.1., 3.2. (перечень согласно Сводной ведомости приложения N 6 и N 7), установить и предоставлять компенсации за работу во вредных условиях труда (сокращенная рабочая неделя (не более 36 часов неделя), дополнительный отпуск (не менее 7 календарных дней) доплата (не менее 4%) с даты установления вредных и опасных условий труда;
Срок исполнения определен 31 октября 2013 года.
Разрешая требования заявителя в части п.5 предписания, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. 354 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В силу ст. 355 Трудового кодекса РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Согласно ст. 356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 360 Трудового кодекса РФ предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Согласно ст. 92 Трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.
В силу ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 840 установлена работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, на предприятии МУП "Подольский троллейбус" проведена аттестация рабочих мест.
Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда по должности водитель троллейбуса (1 класс), по факторам производственной среды и трудового процесса работа имеет класс 3.1.
Предусмотрены в карте гарантии и компенсации - дополнительный отпуск 12 дней, рабочая неделя установлена в 40 часов (л.д. 12, 13 том 1).
То же предусмотрено в карте аттестации рабочего места по условиям труда по должности водителя автомобиля (1 класс) (контактный технический автомобиль АП-7М-01) (л.д. 17-19 том 1).
Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда по должности главный бухгалтер, по факторам производственной среды и трудового процесса работа имеет класс 3.1.
В карте не предусмотрены гарантии и компенсации (л.д. 15, 16 том 1).
Из материалов дела следует, что МУП "Подольский троллейбус" представило суду в подтверждение своих доводов о соблюдении трудового законодательства сведения о коллективном договоре на период 2009-2011 г. и протокол N 21 от 29.11.2010 года профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации работников МУП "Подольский троллейбус", согласно которому утвержден перечень должностей с вредными и опасными условиями труда и количество календарных дней дополнительного отпуска (л.д. 69 том 1): аккумуляторщик - 14 календарных дней; водитель автомобиля (контактно технического) - 14 календарных дней; водитель автомобиля (аварийно- технического) - 14 календарных дней; водитель автомобиля (специального) - 14 календарных дней; водитель троллейбуса - 14 календарных дней; водителя троллейбуса (перегонщик) - 14 календарных дней; кондуктор - 7 календарных дней; маляр - 7 календарных дней; машинист компрессорных установок - 7 календарных дней; мойщик-уборщик подвижного состава (ночное время) - 7 календарных дней; ремонтировщик резиновых изделий - 14 календарных дней; уборщик производственных и служебных помещений - 7 календарных дней; электрогазосварщик - 14 календарных дней.
То же самое предусмотрено в Совместном решении директора и профсоюзного комитета N 224 от 29.11.2010 г. (л.д. 72 том 1).
Заявителем представлен коллективный договор на период 2012 - 2015 годы.
Из представленного в материалы дела коллективного договора на период 2012-2015 годы усматривается об установлении надбавки за условия и интенсивности труда в 24% по должностям:
аккумуляторщик, водитель троллейбуса (перегонщик), водитель троллейбуса, маляр, обойщик, слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь ремонтник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, токарь, электрогазосварщик, электромонтер контактной сети, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромонтер тяговой подстанции, электромонтер-релейщик (приложение N 3).
В приложении 15 данного коллективного договора указан перечень профессий МУП "Подольский троллейбус", дающих право на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов: электрогазосварщик, аккумуляторщик, маляр, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту подвижного состава.
При данных обстоятельствах, общее число рабочих мест, работники по которым заняты во вредных и опасных условиях труда, имеющих по утверждению заявителя льготы и компенсации по результатам аттестации составляет 14 рабочих мест, имеющие и дополнительный отпуск и надбавку за условия труда - 5 рабочих мест.
Заявителем так же были представлены суду изменения и дополнения в коллективный договор на 2012-2015 годы, которым дополнен перечень профессий и должностей, имеющих надбавку за условия и интенсивность труда должностями: диспетчер центральной станции, диспетчер конечной станции, контролер пассажирского транспорта.
Однако, согласно сводной ведомости рабочих мест и результатов аттестации по условиям труда в организации, рабочих места занятых во вредных и опасных условиях труда по классу условия труда 3.1.-88 рабочих мест, а по классу 3.2.-9 рабочих мест.
Таким образом, не по всем рабочим местам, работники по которым заняты во вредных и опасных условиях труда, установлены предусмотренные законодательством гарантии и компенсации, связанные с такой работой.
Согласно представленным картам аттестации рабочих мест, в них предусмотрены надбавки и компенсации в виде дополнительного отпуска только по тем должностям, что и указаны в коллективном договоре.
Таким образом, такие гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест как дополнительный отпуск, доплата за работу по вредных и опасных условиях труда установлены не всем работникам, занятых на работах по классам опасности 3.1. и 3.2, а сокращенная рабочая неделя не установлена никому.
Судебная коллегия соглашается выводом суда первой инстанции о несостоятельности доводов заявителя о том, что установленная на предприятии по ряду должностей доплата в виде надбавки за интенсивность и является доплатой за работу во вредных и опасных условиях труда, поскольку цель установленной надбавки прямо следует из ее названия, и в нем нет сведений о такой цели выплаты как именно "за работу во вредных и опасных условиях труда".
При этом, суд верно указал, что не раскрыто содержание указанной надбавки за условия и интенсивность труда в размере 24% месячной, часовой тарифных ставок за время работы и в Положении об оплате труда работников МУП "Подольский троллейбус".
При установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением от 20 ноября 2008 года N 870.
При установленных обстоятельства, судебная коллегия согласна с судом первой инстанции в том, что оснований к отмене п. 5 Предписания N 13-4-112-51 Государственной инспекции труда в Московской области от 24 сентября 2013 года нет.
Ссылка заявителя на то, что ими предоставляются те компенсации и надбавки, которые установлены при аттестации рабочих мест организацией, проводившей соответствующую аттестацию, суд находит несостоятельной, поскольку проведенной аттестацией выявлено наличие большого числа рабочих мест, работники по которым работают во вредных и опасных условиях труда по классам опасности 3.1 и 3.2., а предоставлять установленные законодательством льготы и компенсации должен работодатель.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы заявителя о том, что государственный инспектор труда вторгся в разрешение индивидуального трудового спора и при вынесении п. 5 указанного предписания, так как в данном случае нет индивидуального трудового спора, а имеет место нарушение работодателем трудовых прав работников фактом не установления необходимых льгот и компенсаций, что и выявлено государственным инспектором труда, ввиду чего он имел право требовать устранения выявленных нарушений, изложив их в п. 5 оспариваемого Предписания.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 06 декабря 2013 года в обжалованной части - в части отказа в удовлетворении заявленных требований МУП "Подольский троллейбус" о признании недействительным пункта 5 Предписания N 13-4-112-51 Государственной инсп,екции труда в Московской области от 25 сентября 2013 года - оставить без изменения,
апелляционную жалобу МУП "Подольский троллейбус" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.