Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.
при секретаре Пузакиной К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 января 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" по не обеспечению Степука А*** С*** в 2013 году путевкой на санаторно-курортное лечение.
Обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" предоставить Степуку А*** С*** путевку на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., заключение прокурора Фомичева Д.Ю. полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Димитровграда действуя в интересах Степука А.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по обращению инвалида *** группы Степука А.С. прокурорской проверки установлено, что Степуку А.С., 1967 года рождения, установлена инвалидность *** группы, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством он имеет право на получение в течение календарного года санаторно-курортного лечения. Степук А.С. обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году, однако, до настоящего времени истец путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечен. Прокурор полагает бездействие ответчика незаконным, поскольку действующее законодательство имеет своей целью обеспечение социальной защиты инвалидов, в том числе и обеспечение их социальными услугами в виде санаторно-курортного лечения.
С учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" по не обеспечению Степука А.С. в 2013 году путевкой на санаторно-курортное лечение, обязав ответчиков предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда, действующего в интересах Степука А.С., к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области отказать. Указывает, что судом не учтен тот факт, что у Министерства отсутствуют полномочия по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение. При этом правопреемником прав и обязанностей Министерства в части обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение является Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске". Кроме того, суд сослался на постановление Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 N 61-П, которое утратило силу с 05.01.2014 г
При этом в соответствии с п.4 Приложения N 5 к постановлению Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 N 620-П, обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется Ульяновским областным государственным казенным учреждением социального обслуживания ""ЦОГ ТСР и СКЛ и СА для лиц БОМЖиЗ в г. Ульяновске", наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.
Считают, что Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора города Димитровграда, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что поскольку путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются за счет средств бюджета, и Министерство по сути осуществляет финансирование этой деятельности, занимается приобретением путевок, Министерство здравоохранения, социального развитии и спорта Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу.
Дело рассмотрено в отсутствии истца Степука А.С., представителей ответчиков Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Управления Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району, ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске", извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Степук А.С. является инвалидом *** группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
13.02.2013 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2013 году с приложением всех необходимых документов, в том числе справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Однако в 2013 году санаторно-курортная путевка ему не была предоставлена.
Полагая бездействие ответчиков незаконными, прокурор города Димитровграда, действующий в интересах Степука А.С. просил обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, заявленных в интересах Степука А.С., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В соответствии с п 1.1. ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний , осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно ч.2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, пунктом 3.7 которого предусмотрено, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда или в уполномоченный орган.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2101-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Ульяновской области о передаче правительству Ульяновской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому осуществление данных полномочий возлагалось на орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения которым в настоящее время является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области.
С учетом указанных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в таком лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи. Следовательно, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно того, что надлежащим и единственным ответчиком по делу является ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске", основанием к отмене решения суда не являются, поскольку обязательство ответчика по обеспечению истца путевкой за 2013 год возникло до передачи им своих полномочий казенному учреждению, которое имело место 31.10.2013 на основании распоряжения Министерства труда и социального развития Ульяновской области N1501-р.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка финансирования части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (приложение N 7), утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. 19.12.2013 N 620-П главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, поступающих из федерального бюджета, является исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.
Так же в соответствие пунктами 1.4 и 1.5 Устава казенного учреждения, утвержденного 26.11.2013, функции и полномочия его учредителя осуществляет Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области; учредитель, в ведении которого находится учреждение, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств Ульяновской области.
В соответствии с п.4 ст.158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.
Таким образом, отсутствие средств у казенного учреждения делает невозможным исполнение решения суда в части предоставления путевки без участия Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
С учетом вышеуказанных норм, к числу лиц, ответственных за предоставление отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение относится, в том числе, и Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
Следовательно, по существу правильное решение не может быть отменено по доводу жалобы Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по требованиям Степука А.С.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.