Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Хрулевой Т.Е.,
при секретаре Яровой Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года N 2-460/2014 по иску Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту
интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании вывести бытовые отходы с участка земель лесного фонда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., возражения прокурора прокуратуры Ленинградской области Алферьевой М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" (далее по тексту - ООО "РОСТ") об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда путем вывоза бытовых отходов незаконно размещенных на территории лесных участков в квартале 34 выдела 24 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управления лесами Ленинградской области" на земельном участке лесного фонда справа от лесной дороги, находящемся в границах территории Выборгского района Ленинградской области, расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, площадью 250 кв.м, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управления лесами Ленинградской области" (далее по тексту - Северо-Западное лесничество - филиал ЛОГКУ "ЛЕНОБЛЛЕС") на соблюдение требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, установлено, что в квартале 34 выдела 24 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "ЛЕНОБЛЛЕС" на земельном участке лесного фонда справа от лесной дороги, находящемся в границах территории Выборгского района Ленинградской области размещена несанкционированная свалка отходов потребления площадью 250 кв.м. Указанный лесной участок находится в аренде у ООО "РОСТ" на основании договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
22 января 2014 года Решением Выборгского городского суда Ленинградской области иск Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов удовлетворен (л.д. 146-154).
С учетом опредления Выборгского городского суда Ленинградской области о внесении изменений в решение суда от 20 февраля 2014 года (л.д. 160-161) ООО "РОСТ" обязано в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 34 (выдел N 24) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "ЛЕНОБЛЛЕС" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с твердых бытовых отходов, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов. Взысканы с ООО "РОСТ" в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Ответчик ООО "РОСТ" через своего представителя подал апелляционную жалобу, в которой просил Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года отменить, принять по делу новое решение. В обоснование указал, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что решением ущемлены права и законные интересы общества под видом защиты прав и свобод неопределенного круга лиц. Выводы суда о невозможности установления источника образования отходов и их собственника не подтверждаются материалами дела, исполнение решения суда при отсутствии сведений об опасных свойствах обнаруженных отходов может привести к неправильной их утилизации. Указал, что состав и сущность договора аренды лесного участка не может быть основанием для обязания арендатора осуществлять полномочия органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза отходов (несанкционированных свалок), организованных неустановленными лицами на землях лесного фонда, входящих в территорию муниципального образования поселения и переданных в аренду для целей заготовки древесины. Кроме того, подобные мероприятия не предусмотрены Лесной декларацией и утвержденным Проектом освоения лесов (л.д. 163-171).
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика ООО "РОСТ", третьего лица Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не представивших доказательств уважительности причин не явки в суд, третьего лица Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, ходатайствовавшего о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, полагавшего решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Алферьеву М.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации расположенной на территории земель лесного фонда несанкционированной свалки должна быть возложена на ООО "РОСТ", как арендатора земельного участка, на котором она находится.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Судом первой инстанции установлено, что между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (арендодателем) в лице его предсеадтеля и ООО "РОСТ" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес" в целях заготовки древесины.
Вводная часть указанного договора содержит сведения об обосновании сторонами заключения сделки обеспечением исполнения требований Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и целью приведения договора аренды участка лесного фонда N, заключенного между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО "РОСТ", в соответствии с Лесным кодексом РФ (л.д. 14-21).
В договоре аренды лесного участка N, а также Проекте освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО "РОСТ" в Северо-Западном лесничестве Ленинградской области по договору аренды лесного участка N, разработанным Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и согласованным с ООО "РОСТ", не содержится сведений относительно факта размещения на лесном участке, переданном арендатору, несанкционированного полигона твердых бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГГГ лесничим Выборгского участкового лесничества проведено обследование территории лесных земель, в ходе которого в квартале N 34 (выдел N 24) Выборгского участкового лесничества выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом "данные изъяты" кв.м, что зафиксировано в Акте о нарушении лесного законодательства N (л.д. 9-13).
Представленными в материалы дела документами подтверждается и обществом по существу не оспаривается наличие на арендуемом обществом лесном участке несанкционированной свалки бытовых отходов, морфологический состав которых составляет: стеклянная тара от напитков и продуктов питания, полиэтиленовые пакеты, элементы мебели, остатки деревянных конструкций, колеса, с примерным составом: 30% - дерево, 30 % - бумага, 20 % - стекло, 20 % - резина (л.д. 11).
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч.3 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (п.4 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах".
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414).
При этом согласно п.39 указанных Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса проводимых ООО "РОСТ".
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Лесная декларация, на которую ссылается ответчик, предоставляет ООО "РОСТ" право осуществлять изъятие лесных ресурсов (лесов для заготовки древесины) на арендованном участке и не освобождает от обязанности осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке с момента передачи его по договору аренды.
В то же время администрация муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении данного земельного участка лесного фонда.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по ликвидации свалки, размещенной в выделе N 24 квартала N 34 Выборгского участкового лесничества, на ООО "РОСТ".
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Однако в нарушение указанных требований суд первой инстанции принял решение по заявленным прокурором требованиям без учета изменения предмета иска, что влечет необходимость изменения решения суда с обязанием ООО "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления.
Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ), в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды подтверждается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденном приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.
Таким образом, деятельность по сбору и вывозу отходов V класса опасности или отходов, для которых класс опасности не установлен, лицензированию не подлежит.
Доказательствами по делу не подтверждается отнесение отходов, незаконно размещенных на лесном участке, расположенном в выделе 24 квартала 34 Выборгского участкового лесничества к I - IV классов опасности и их виду, что исключает возможность возложения на ООО "РОСТ" обязанности по их сбору и вывозу именно специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, что так же что влечет необходимость изменения решения суда в указанной части.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что при взыскании с ответчика в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области расходов по оплате государственной пошлины, суд первой инстанции неверно указал сумму, подлежащую взысканию. Верно применив положения подп. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц, суд определил размер государственной пошлины, подлежащей присуждению с ООО "РОСТ", в 2000 рублей. Вместе с тем, в соответствии с указанной нормой права при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины
для физических лиц составляет 200 рублей.
Таким образом, решение суда в части размера взысканной государственной пошлины подлежит изменению.
Учитывая изложенное судебная коллегия признает необходимым решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права изменить, и руководствуюсь, в том числе требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принять по делу новое решение, об обязании ООО "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления в течение тридцати дней со дня вынесения данного определения.
Не указание судом в резолютивной части решения морфологического состава отходов, при наличии совокупности доказательств, подтверждающих фактическое размещение на указанной территории отходов, не являются основаниями к изменению или отмене решения суда.
При этом прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе и ст. 12 ГК РФ, в пределах полномочий предоставленных прокурору ст. 45 ГПК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре РФ", в независимости от наличия или отсутствия в действиях ответчика, в том числе и признаков административного правонарушения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения в остальной части судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в остальном решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года в части удовлетворения требований к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" и размера судебных расходов, изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" в доход бюджета муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем организации сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных на лесном участке, расположенном в квартале N 34 (выдел N 24) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение тридцати дней со дня вынесения данного определения.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Гомзяков А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.