Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бирючковой О.А., Бобылева С.В.,
при секретаре Курышевой П.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2014 года в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора города Магадана об оспаривании постановления мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... "Об исключении Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма"
по апелляционному представлению прокурора города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 9 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, заинтересованного лица Л., не возражавшей относительно доводов представления, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным постановления мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... "Об исключении Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма".
В обоснование указывал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Л., в ходе которой было установлено, что на основании личного заявления от "дата" постановлением администрации города Магадана от 23 октября 1997 года N ... ее семья принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением мэра города Магадана от 11 марта 1998 года N ... Л. включена в список граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, как проживающая в доме, непригодном для постоянного проживания.
Постановлением мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... Л. исключена из указанного списка граждан.
На данное постановление прокуратурой города Магадана 1 октября 2013 года принесен протест, который мэрией города Магадана отклонен.
Полагал, что постановление мэрии N ... от 19 июля 2013 года является незаконным, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для издания постановления N 695 от 11 марта 1998 года, не изменились.
Л. в 1998 году была включена в список внеочередников в соответствии с подпунктом "д" пункта 28 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в городе Магадане, утвержденных малым советом Магаданского городского Совета народных депутатов от 10 февраля 1993 года N 50. Основанием для включения в список послужило проживание Л. в доме, непригодном для проживания, и наличие у нее стажа работы свыше 25 лет.
Согласно акту межведомственной комиссии от 28 мая 1997 года N 614 дом N ... по "адрес", в котором проживает Л., признан непригодным для проживания и требующим капитального ремонта.
Отклоняя протест прокурора, мэрия города Магадана сослалась на тот факт, что данный акт не утвержден в установленном действующем на тот момент законодательством порядке, в связи с чем дом не признан непригодным для постоянного проживания.
По мнению прокурора, нарушение порядка утверждения акта является упущением со стороны мэрии города Магадана, что не должно нарушать права и интересы жителей дома.
Кроме того, в оспариваемом постановлении не указаны основания для снятия Л. с учета нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, перечень которых закреплен в части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР) и является исчерпывающим.
Обращал внимание, что Л. более 10 лет состояла в списках граждан на внеочередное предоставление жилого помещения и это право не реализовала.
Также ссылался на нарушение мэрией города Магадана срока принятия решения, предусмотренного частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом того, что о наличии оснований, повлекших издание оспариваемого постановления, мэрия города Магадана узнала в апреле 2013 года при рассмотрении гражданского дела N ...
Просил признать незаконным постановление мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... "Об исключении Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма".
Решением Магаданского городского суда от 9 января 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор города Магадана в апелляционном представлении просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что оснований для признания за Л. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не имелось, поскольку отсутствуют решения администрации города Магадана о признании жилого дома N ... по "адрес" непригодным для проживания и об утверждении акта межведомственной комиссии.
Указывает, что в силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на заинтересованное лицо возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для исключения Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Единственным доказательством, предоставленным мэрией города Магадана в подтверждение того факта, что акт от "дата" N ... не утвержден администрацией города Магадана, является письмо от "дата", подписанное заместителем мэра города Магадана.
При этом, информация, изложенная в письме, не отвечает требованиям достоверности, поскольку судом не проверялась. Заместитель мэра города Магадана является заинтересованным в исходе дела лицом, в связи с чем к данному доказательству необходимо относиться критически.
Все постановления администрации города Магадана за период с 28 мая 1997 года по 11 марта 1998 года находятся в архиве мэрии города Магадана. Однако, заинтересованным лицом суду не предоставлены даже реестры принятых постановлений за указанный период, несмотря на то, что согласно протоколу судебного заседания от 9 января 2014 года суд обязал предоставить указанные сведения.
Обращает внимание, что суд, в нарушение положений частей 6, 7 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, только на основании светокопии акта от 28 мая 1997 года N 614 пришел к выводу о том, что он не утвержден в установленном порядке.
Мэрия города Магадана в судебное заседание оригинал указанного акта не предоставила.
Вместе с тем, сам факт существования такого акта о признании жилого дома N ... по "адрес" непригодным для проживания до проведения капитального ремонта заинтересованным лицом в судебном заседании не отрицался.
"дата" копия акта N ... в соответствии с пунктом 3.6 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, направлена в адрес заявителя начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации города Магадана.
Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что решение о признании дома непригодным для проживания принято в соответствии с ранее действовавшим законодательством, однако мэрией города Магадана данные документы суду не предоставлены, как не предоставлены и документы, свидетельствующие о том, что жилой дом на момент составления акта и в настоящее время является пригодным для проживания и проведения капитального ремонта не требует.
Доказательства, свидетельствующие о том, что жилой дом N ... по "адрес" в настоящее время не пригоден для проживания и требует капитального ремонта, были предоставлены в судебном заседании прокуратурой города Магадана, однако судом необоснованно отказано в их приобщении к материалам гражданского дела.
Также неправомерно не учтено, что заинтересованным лицом был нарушен порядок исключения Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, предусмотренный частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо - мэрия города Магадана, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, сведений о причинах неявки не предоставила. На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора и заинтересованного лица - Л., обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.
Судом по делу установлено, что Л. с 1970 года являлась нанимателем комнаты N ... , с 1994 года - комнаты N ... , а с 2001 года - комнат N ... и N ... в доме N ... по "адрес". На основании договора от "дата" N ... мэрия города Магадана передала комнаты N ... и N ... в указанном выше доме в собственность Л., на основании договора от "дата" N ... комнаты N ... , N ... - в собственность ее сына (л.д.161-168).
Постановлением администрации города Магадана от 23 октября 1997 года N ... семья Л. в составе двух человек (в том числе ее сын "дата" года рождения) поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с обеспеченностью жилой площадью менее " ... " кв.м на человека (л.д.14-23).
Постановлением мэра города Магадана от 11 марта 1998 года N ... "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилой площади по месту жительства" Л. включена в списки внеочередников по стажу работы (свыше 25 лет) в связи с тем, что дом N ... по "адрес", в котором она зарегистрирована, является непригодном для проживания (л.д.24-29, 90).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" постановлением мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... Л. исключена из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (л.д.94).
Разрешая требования прокурора города Магадана, суд первой инстанции, установив отсутствие решения уполномоченного органа о признании спорного жилого дома непригодным для проживания, и как следствие, права у Л. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным постановления мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... не имеется.
Судебная коллегия с данными выводами суда не может согласиться, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям норм материального права.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись гражданам, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР (статья 37 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно подпункту "д" пункта 28 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представлении жилых помещений в городе Магадане, утвержденных решением малого Совета Магаданского городского Совета народных депутатов от 10 февраля 1993 года N 50, принятым в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 и Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", вне очереди предоставляется жилое помещение рабочим, служащим и пенсионерам, добросовестно проработавшим в области свыше 25 лет, не имеющим жилой площади в других районах страны, проживающим в жилом доме и помещениях, непригодных для постоянного проживания или не соответствующих сложившемуся уровню благоустройства в данном населенном пункте.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее- Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, принятых на него для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу названной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из материалов дела, на основании приведенного положения закона Л. исключена мэрией города Магадана из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что в качестве документа, подтверждающего признание дома N ... по "адрес" непригодным для постоянного проживания, заявителем был представлен акт межведомственной комиссии от "дата" N ... , который в установленном порядке не утвержден уполномоченным органом (л.д.30, 94-96).
Между тем, доказательств, подтверждающих несоответствие действительности изложенных в акте сведений, мэрией города Магадана, на которой лежит бремя доказывания обоснованности принятого решения, суду не представлено.
Совершение неправомерных действий должностных лиц по включению Л. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, не установлено и материалами дела не подтверждается.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529 (далее - Положение), рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов согласно обязательным Приложениям 6 и 7.
Междуведомственная комиссия осуществляет свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов, с указанием причин, по которым он считает необходимым созыв комиссии; по указанию вышестоящих организаций, а также в случае аварийной ситуации и по представлениям органов санитарного надзора, государственного пожарного надзора, по запросу суда и прокуратуры, заявлениям граждан (пункт 3.3 Положения).
Комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим группам по качественным признакам:
пригодные для постоянного проживания;
непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями;
непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
Члены комиссии, не согласные с решением, оформляют особое мнение, которое прикладывается к акту (пункт 3.4 Положения).
Решения комиссии рассматриваются и утверждаются решением районного (городского) исполкома Совета народных депутатов. Решение комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке (пункт 6 Положения).
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Материалами дела установлено, что мэрия города Магадана признала право Л. на внеочередное получение жилого помещения в связи с тем, что дом, в котором она зарегистрирована, является непригодном для проживания, включив ее в соответствующий список на основании акта оценки дома уполномоченной комиссией.
Вместе с тем, заинтересованным лицом суду не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении органом местного самоуправления требований законодателя о принятии мер по утверждению акта межведомственной комиссии от "дата" N ... , либо о невозможности утверждения такого акта по причине несоответствия действительности содержащихся в нем сведений или по иным мотивам.
При таком положении у мэрии города Магадана отсутствовали основания для исключения Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в связи с чем постановление мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... является незаконным.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционного представления обоснованными и приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора города Магадана.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 9 января 2014 года отменить и постановить новое решение, которым:
заявление прокурора города Магадана о признании незаконным постановления мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... "Об исключении Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма" - удовлетворить.
Признать незаконным постановление мэрии города Магадана от 19 июля 2013 года N ... "Об исключении Л. из числа граждан, пользующихся правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма".
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи О.А. Бирючкова
С.В. Бобылев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.