Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С. В.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области на решение Шиловского районного суда Рязанской области от 16 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за
Медведевой Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области включить
Медведевой Н.В. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период работы с 04.10.1982 г. по 16.12.1982 г. в должности контролера ОТК по обслуживанию цеха
N в аккумуляторном и элементном производстве, и период работы с 17.12.1982 г. по 31.12.1991 г. в должности контролера ОТК в аккумуляторном и элементном производстве по обслуживанию цеха
N на участке литья прокладки и армированной крышки.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области назначить
Медведевой Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 ноября 2011 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области в пользу
Медведевой Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере
"
...
" рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов апелляционной жалобы Медведевой Н. В., ее представителя Макаровой Г. И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Медведева Н. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что 25.11.2011 года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года, согласно которой, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Кроме того, она с 1964 года проживает в п. Лесной, Шиловского района, Рязанской области, который относится к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом, поскольку данный населенный пункт находится в зоне радиоактивного загрязнения, и пенсия по старости должна ей назначаться в соответствии со ст.34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. В связи с чем, пенсия ей должна быть назначена по достижении возраста 47 лет.
По решению ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району N 418 от 02.12.2011 года Медведевой Н. В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи отсутствием необходимого льготного стажа. Из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии период работы Медведевой Н.В. в должности контролера ОТК по обслуживанию цеха N 1 в аккумуляторном и элементном производстве с 04.10.1982 г. по 16.12.1982 г. (2 мес.13 дней) и в должности контролера ОТК в аккумуляторном и элементном производстве по обслуживанию цеха N 1 на участке литья прокладки и армированной крышки с 17.12.1982 г. по 31.12.1991 г. (9 лет 15 дней). Всего ответчик не включил в специальный стаж 9 лет 2 месяца 28 дней.
Считая данный отказ неправомерным, Медведева Н. В. просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав ответчика включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости вышеназванные периоды ее работы. Назначить пенсию с 27 ноября 2011 года, то есть, с момента достижения возраста 47 лет, поскольку с рождения по настоящее время проживает в поселке Лесной, который с 26.04.1986 года относится к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом.
По решению суда исковые требования Медведевой Н. В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области просит отменить постановленное судом решение, вынести новое решение об отказе Медведевой Н. В. в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права, и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
В возражениях на апелляционную жалобу Медведева Н. В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управления ПФ РФ по Шиловскому району Рязанской области без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оно отмене не подлежит по следующим основаниям.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР 22 августа 1956 года N 1173, разделом XVI "Электротехническое производство" подразделом а) предусмотрены рабочие: контролеры, наладчики (настройщики, установщики), занятые на участках изготовления свинцовых и щелочных аккумуляторов, освинцования кабелей, эмалирования проволоки, варки смол и лаков, лакопропитки гальванических элементов, электроизоляционных материалов, электроугольных и электрощеточных изделий.
Согласно Постановления Правительства РФ N 537 от 18 июля 2002 года при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются "Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях", утвержденные Постановлением Кабинета Министров РСФСР N 10 от 26 января 1991 года. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Как следует из материалов дела, по решению УПФ РФ (ГУ) по Шиловскому району Рязанской области N 418 от 02.12.2011 г. Медведевой Н. В. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный страховой стаж не включены периоды ее работы в должности контролера ОТК по обслуживанию цеха N 1 в аккумуляторном и элементном производстве с 04.10.1982 г. по 16.12.1982 г. (2 мес.13 дней) и в должности контролера ОТК в аккумуляторном и элементном производстве по обслуживанию цеха N 1 на участке литья прокладки и армированной крышки с 17.12.1982 г. по 31.12.1991 г. (9 лет 15 дней). Всего ответчик не включил в специальный стаж 9 лет 2 месяца 28 дней.
Удовлетворяя исковые требования Медведевой Н. В., суд исходил из того, что в спорные периоды работа истицы соответствовала тяжелым условиям труда, что подтверждается записями в трудовой книжке,
приказом завода синтетических волокон "
"
...
""
N от 17.01.1983 года, согласно которому, на основании протокола
N заседания квалификационной комиссии от 17.12.1982 года контролеру ОТК 1-го разряда по обслуживанию цеха
N в аккумуляторном и элементном производстве Жильцовой Н.В. (фамилия истицы до брака) с 17.12.1982 г. присвоен 3 разряд и 17.12.1982 г. она назначена контролером ОТК по обслуживанию цеха
N в аккумуляторном и элементном производстве на участок литья прокладки и армированной крышки с оплатой по 3 разряду с вредными условиями труда.
Перечень профессий рабочих, утвержденного директором завода "Эластик" в 1992 году, и, согласованного председателем профкома, предусматривает доплату в размере 20 руб. контролеру в аккумуляторном и элементном производстве, участок литья в цехе
N. В соответствии с изменениями в перечень профессий рабочих, на которых производятся доплаты за условия труда за фактически отработанное время на 1992 год, контролеру в аккумуляторном и элементном производстве, участок литья предусмотрена доплата в размере
"
...
" руб., а в последствии
"
...
" руб. Также сведения о доплате 4% за вредные условия труда указаны в карточках по начислению заработной платы за 1988, 1989, 1991,1992 годы и в штатных расписаниях вспомогательных рабочих цеха ОТК за 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992 годы. Из представленных списков профессий и должностей рабочих цехов завода "
"
...
"", имеющих право на дополнительный отпуск, согласно Постановления Госкомитета по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС (за N 369/П-16 от 1.11.1977 г. и N 298/П-22 от 25.101974 г., утвержденных директором завода, согласованных с председателем профкома, и председателем СТК, поименована должность контролера цеха
N. Из Инструкции ТБ-167 по охране труда при работе на термопластавтоматах для литья под давлением "КУАСИ" усматривается, что при плавлении полиэтилена в процессе переработки до 150 градусов по Цельсию и выше возможно выделение в воздух летучих продуктов, содержащих, в том числе, формальдегид, ацетатальдегид, окись углерода. Технологический процесс изготовления армированных крышек для элементов А332, А-343 предусматривал обязанность контролера ОТК проверять размеры выпускаемых элементов два раза в смену от каждого автомата. Из справки о производстве щелочных марганцево-цинковых гальваноэлементов следует, что здание 104 - Участок литья полиэтилена (изготовление полиэтиленовых прокладок и армированных крышек) входит в производственный процесс цеха N 1. Из представленной суду схемы расположения цеха N 1, в составе которого обозначено здание 104, где отмечено место расположения автоматов "КУАСИ". Отдельного помещения для контролера в здании 104 не имеется. Из представленной суду справки
N от 15.10.2013 г. следует, что в период с 17.12.1982 г. по 01.01.1992 г. в здании 104 цеха
N находилось производство литья армированных крышек и прокладок из полиэтилена для гальваноэлементов в аккумуляторном и элементном производстве.
Представленный акт от 15.10.2013 г., утвержденный временно исполняющим обязанности директора ФГУП "Завод синтетических волокон "
"
...
"" свидетельствует о том, что карты условий труда по производству гальваноэлементов цеха N 1 за период 1980-1992 годы в связи с прекращением производства были уничтожены. В связи с чем, суд обоснованно не принял во внимание доводы представителей ответчика (ссылавшихся, в том числе, на карту условий труда на рабочем месте контролера зданий 104 цеха
N от 27.12.1991 г.) о том, что среди производственных факторов установлено только небольшое превышение допустимых норм шума. При этом суд правильно учел, что доказательств, подтверждающих данный факт, ответчиком представлено не было. Также, судом правильно учтено, что не все документы, представленные в суд, были предметом документальной проверки, проводимой работниками ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по Шиловскому району.
Разрешая спор, суд обоснованно принял во внимание представленные истицей доказательства, как письменные, так и устные, придя к законному и обоснованному выводу о том, что в спорный период работа Медведевой Н. В. с 04.10.1982 г. по 16.12.1982 г. в должности контролера ОТК по обслуживанию цеха N 1 в аккумуляторном и элементном производстве, и с 17.12.1982 г. по 31.12.1991 г. в должности контролера ОТК в аккумуляторном и элементном производстве по обслуживанию цеха
N на участке литья прокладки и армированной крышки, соответствовала вредным условиям труда. В связи с чем, правомерно пришел к выводу о том, что указанный период является основанием для льготного исчисления трудового стажа истице.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, а также учитывая требования статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", районный суд правильно установил, что спорные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж, поскольку соблюдены необходимые для этого условия.
Кроме того, судом было установлено, что Медведева Н.В. проживает в п.
"
адрес
", относящимся к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом с 27 ноября 1964 года, то есть, более 48 лет.
Указанное обстоятельство подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, и не оспаривается стороной ответчика.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 года N 1-28-У "О порядке применения закона РСФСР "О государственных пенсиях и РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с уменьшением возраста назначаются гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда (мужчины - не менее 6 лет 3 месяцев, женщины - не менее 5 лет) на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам. Общий трудовой стаж при этом, должен составлять соответственно 25 лет и 20 лет.
Таким образом, при наличии стажа на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет 09 месяцев 12 дней право на пенсию с уменьшением возраста наступает у истицы с 50 лет.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1-10 пункта I статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях с Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ст. 34 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что право на получение пенсии по старости у Медведевой Н. В. возникло по достижении ею возраста 47 лет.
Указанные периоды работы истицы подлежит зачету в страж ее работы в тяжелых условиях труда, необходимый для досрочной назначения трудовой пенсии по старости по нормам п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Указанные обстоятельства подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ.
При вынесении решения судом были проверены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Анализируя исследованные по этим обстоятельствам доказательства в их совокупности, суд оценил их в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ГПК РФ, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Медведевой Н. В.
Указанный вывод суда мотивирован, соответствует установленным обстоятельствам, оснований для отмены решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды работы не могут быть засчитаны в льготный стаж, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Отвергая указанные доводы, как носящие предположительный характер, суд правильно исходил из того, что в силу ст.56 ГПК РФ, на стороны возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются.
Таких доказательств ГУ УПФ РФ по Шиловскому району Рязанской области представлено не было.
Доказательства, собранные по делу, были оценены судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. В решении приведены результаты исследования и оценки доказательств, выводы суда мотивированы и суждения о зачете периодов работы в специальный стаж, исходя из подтверждения доказательствами, является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шиловского районного суда Рязанской области от 16 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.