судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В.,
судей - Вачковой И.Г., Сафоновой Л.А.,
при секретаре - Гапотченко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панцуркиной И.А, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департаменту лесного хозяйства в лице территориального органа - Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, ГБУ "Самаралес" о признании недействительными сведений планово-картографических и земельно-учетных материалов лесоустройства Ставропольского лесхоза и определении границ земельного участка,
по апелляционной жалобе Панцуркиной И.А, на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 15 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Панцуркиной И.А, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департаменту лесного хозяйства в лице территориального органа - Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, ГБУ "Самаралес", третьим лицам мэрии г.о. Тольятти, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области о признании недействительными сведений планово-картографических и земельно-учетных материалов лесоустройства Ставропольского лесхоза и определении границ земельного участка по адресу: "адрес", в соответствии с уточнёнными координатами характерных точек н1-н8, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Панцуркиной И.А. - Шапкиной А.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панцуркина И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований истица указала, что зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", с 29.10.1979г. Заключением комиссии при мэрии г.о. Тольятти N от 27.07.2011г., подтвержден факт создания указанного жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", а также факт использования истцом земельного участка на котором расположен жилой дом и хозяйственные постройки с 1979г. Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 25.10.2012г. с целью формирования границ земельного участка и дальнейшего оформления права на него, в соответствии со ст. 10.2. Закона Самарской области N 1305-1 от 06.03.1990г. "О земле", утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, входящего в состав земель населенных пунктов, площадью 827 кв.м., с местоположением: "адрес", с разрешенным использованием "индивидуальные жилые дома с местом приложения труда", фактическим использованием: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Пунктом 3 указанного распоряжения Панцуркина И.А. уполномочена обратиться с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка в орган, уполномоченный на осуществлении таких действий. 27.12.2012г. филиалом ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Самарской области принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, а 28.03.2013г. принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в связи с тем, что часть земельного участка является лесным участком на землях иных категорий и находится в квартале N Тольяттинского лесничества.
По сообщению Министерства лесного хозяйства, охраны и окружающей среды и природопользования Самарской области от 04.03.2013г., спорный земельный участок находится в границах лесов, с указанием координат участка, на которые накладывается участок лесного фонда. Однако, по мнению истицы, земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, в соответствии с требованиями действующего законодательства не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, следовательно, границы земельного участка лесного фонда не определены.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент лесного хозяйства в лице территориального органа - Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу и ГБУ "Самаралес".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений истица просила признать недействительными сведения планово-картографических и земельно-учетных материалов лесоустройства Ставропольского лесхоза в части наложения границ лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N Тольяттинского лесничества на земельный участок, площадью 827 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", в части координат по приведенным точкам в системе координат X и У; определить границы земельного участка в соответствии с уточненными координатами характерных точек н1-н8.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Панцуркина И.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указав, что судом не извещены о дне судебного заседания ответчики, дело рассмотрено в их отсутствие. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оставлено без внимания, что с северной части земельного участка, планируемого к предоставлению истцу, стоят на государственном кадастровом учете земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц. Не учтено, что собственники смежного земельного участка в настоящее время пытаются оформить часть земельного участка, планируемого к предоставлению истцу. Судом оставлено без внимания, что факт создания жилого дома и использование земельного участка в существующих границах с 1979 года подтвержден заключением мэрии г.о. Тольятти. Таким образом, в 1995 году спорная часть земельного участка не могла быть отнесена к землям лесов.
В заседании судебной коллегии представитель Панцуркиной И.А. - Шапкина А.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представители Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, ГБУ "Самаралес", мэрии г.о. Тольятти, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Как следует их положений ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Однако, как уже было отмечено, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 4.2 названного Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 г., признается юридически действительным.
В соответствии со ст. 4.4. Вводного закона N 201-ФЗ, если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно ч.5. ст. 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно п. 6 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. N377, проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, площадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы земельных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и обозначаются на картах лесов.
Из материалов дела следует, что заключением комиссии при мэрии г.о.Тольятти N от 27.07.2011г. подтвержден факт создания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. N1305-1 "О собственности в СССР", а также фактическое пользование Панцуркиной И.А. земельным участком и хозяйственными постройками с 1979 г.
ООО "ЗЕМ.СТАНДАРТ" составлен межевой план земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом.
19.12.2012г. Панцуркина И.А. обратилась в Филиал ФГБУ "Федерального кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Росреестра с заявлением о постановке на кадастровый учет вышеуказанный объект недвижимости.
Решением Филиала ФГБУ "Федерального кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Росреестра от 27.12.2013г. приостановлено осуществление кадастрового учета земельного участка, поскольку при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о характерных точках границ образуемого земельного участка выявлено противоречие предоставленных сведений о данном земельном участке со сведениями картографической основы государственного кадастра недвижимости, согласно которому земельный участок Панцуркиной И.А. расположен в лесной зоне. Панцуркиной И.А. рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для проведения анализа сведений о фактическом расположении границ земельного участка и предоставить документы, соответствующие требованиям законодательства, для проведения государственного кадастрового учета.
Решением Филиала ФГБУ "Федерального кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Росреестра от 28.03.2013г. Панцуркиной И.А. отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка, поскольку не устранены обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка. Указано, что по сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области земельный участок, на который претендует Панцуркина И.А., частично является лесным участком на землях иных категорий и находится в квартале N Тольяттинского лесничества. Рекомендовано выполнить соответствующие действия.
Установлено, что Панцуркиной И.А. не устранены противоречия между сведениями об объекте недвижимости, оформленными кадастровым инженером, выполнявшим работы по её заявке, и кадастровыми сведениями об уникальных характеристиках которые уже содержатся в ГКН.
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 01.03.2013г., спорный участок частично находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N Тольяттинского лесничества (л.д.20).
Разрешая спор, исследовав материалы дела, суд пришел к правильному выводу, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент лесного хозяйства в лице территориального органа - Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, ГБУ "Самаралес" не обладают правом внесения изменений в сведения кадастрового учета.
Из материалов дела видно, что Панцуркиной И.А. в иске ставится вопрос об определении границ земельного участка площадью 827 кв.м. Из Распоряжения заместителя мэра г. Тольятти Самарской области от 25.10.2012г. N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: "адрес" видно, что утверждена схема расположения испрашиваемого истицей земельного участка входящего в состав земель населенных пунктов площадью 827 кв.м. (л.д. 16).
Вместе с тем из технического паспорта на принадлежащий истице дом от 09-11 сентября 1981 г. следует, что площадь земельного участка по адресу "адрес", составляет 816,7 кв.м. (л.д. 31). Также из материалов дела видно, что расчет суммы налога производился также из площади спорного земельного участка 816,7 кв.м. (л.д.125).
Заявляя требования об определении границ земельного участка площадью 827 кв.м., Панцуркина И.А. фактически просит обязать министерство устранить пересечение границ испрашиваемого земельного участка с лесным участком, т.е. изменить местоположение установленных в натуре границ земельного участка и целевое использование лесного участка.
Довод истицы о том, что доказательством существования спорного земельного участка в указанных границах является заключение комиссии при Мэрии г.о. Тольятти N от 27.07.2011г. является несостоятельным, поскольку указанный документ не содержит в себе императивных норм и признаков властного волеизъявления, а также не является свидетельством об исключении спорного земельного участка из состава лесных земель г.о. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что требования Панцуркиной И.А. фактически сводятся к изменению местоположения установленных в натуре границ лесного хозяйства, что ведет к изменению целевого назначения земельного участка. Однако такой способ защиты права по ст. 12 ГК РФ недопустим, в связи с чем суд обоснованно отказал Панцуркиной И.А. в удовлетворении исковых требований о признать недействительными сведения планово-картографических и земельно-учетных материалов лесоустройства и определении границы земельного участка.
Из материалов дела видно, что орган кадастрового учета разъяснил Панцуркиной И.А. право самостоятельно уточнить границы земельного участка с целью исключения наложения на лесные земли, а также разъяснил право обжаловать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка. Однако своим процессуальным правом на обжалование решения об отказе в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка в порядке главы 25 ГПК РФ истица не воспользовалась.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ГБУ "Самаралес" о дне судебного заседания, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчику известно о вынесенном решении, которое им не обжалуется.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, признается несостоятельным и отклоняется. Кроме того, вопросы отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую урегулированы земельным законодательством. В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством РФ.
Доводы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оставлено без внимания, что с северной части земельного участка, планируемого к предоставлению Панцуркиной И.А., стоят на государственном кадастровом учете земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным мотивам.
Доводы жалобы о том, что собственники смежного земельного участка в настоящее время пытаются оформить часть земельного участка, планируемого к предоставлению истцу не имеют правового значения для данного дела.
Доводы о том, что факт создания жилого дома и использование земельного участка в существующих границах с 1979г. подтвержден заключением мэрии г.о. Тольятти не может быть принят во внимание, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения и суд дал им надлежащую оценку в мотивировочной части решения.
Доводы об отсутствии доказательств наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда не принимаются, поскольку в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии ст.ст.67, 69, 92 Лесного кодекса РФ, т.е. по результатам проведения лесоустройства.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Панцуркиной И.А, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.