Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Черкуновой Л.В.,
судей - Набок Л.А., Акининой О.А.,
при секретаре - Салихове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тихонова С.Ю. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 12 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Изъять в собственность Самарской области путем выкупа земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый N, площадью 275 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", и объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый N, назначение: жилое, 3-этажный,.общая площадь 391,30 кв.м., инв. N, лит.А, адрес объекта: "адрес", с выплатой правообладателю Тихонову С.Ю. выкупной цены изымаемых объектов недвижимости в размере 1 7610 869 рублей 00 копеек, в том числе рыночной стоимости земельного участка в размере 594 272 руб., рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства, в размере 16 377 017 рублей, убытков, связанных с демонтажем и последующим монтажом оборудования на новом месте, услуг по упаковке имущества, услуг грузчиков, услуг по доставке имущества на новое место, в размере 639580 рублей 00 копеек, которая подлежит перечислению Тихонову С.Ю. в течение месяца, с момента вступления решения суда в законную силу.
Вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения права собственности Тихонова С.Ю. на изымаемые объекты недвижимости: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый N, площадью 275 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", и объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый N, назначение: жилое, 3-этажный, общая площадь 391,30 кв.м., инв. N, лит.А, адрес объекта: "адрес", а также основанием для возникновения права собственности Самарской области на указанные объекты недвижимости после выплаты Тихонову С.Ю. выкупной стоимости объектов".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в суд с иском к Тихонову С.Ю. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа земельного участка и объекта недвижимости для государственных нужд Самарской области.
В обоснование требований указано, что Тихонову С.Ю. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: земельный участок площадью 275 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 391,30 кв.м., по адресу: "адрес". В соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N с учетом внесенных изменений (распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ.), принадлежащие Тихонову С.Ю. на праве собственности объекты недвижимого имущества подлежат изъятию для государственных нужд Самарской области в целях выполнения работ по строительству, предусмотренному распоряжением N объекта. В отношении выше указанных объектов зарегистрированы ограничения (обременения) в пользу Самарской области. Принадлежащие Тихонову С.Ю. объекты недвижимости расположены в границах выполнения работ по строительству объекта в рамках указанных распоряжений, использование земельного участка и объекта индивидуального жилищного строительства в целях, для которых они изымаются, невозможно без прекращения права собственности ответчика на эти объекты.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство уведомило Тихонова С.Ю. об изъятии принадлежащего ему имущества путем выкупа. Данное уведомление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик был уведомлен о регистрации ограничения (обременения) прав в пользу Самарской области. Кроме того, ему было предложено заключить договор о выкупе принадлежащего ему имущества. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство направило Тихонову С.Ю. проект соглашения о выкупе принадлежащего ему имущества по выкупной цене 16 298 123 руб., установленной на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ г., выполненного ООО "Бизнес оценка". Выкупная цена включает: рыночную стоимость земельного участка - 1 010 598 руб., рыночную стоимость жилого дома - 15 031 759 руб., компенсацию убытков - 255 766 руб. Указанные письма были направлены Тихонову С.Ю. однако возвращены без ответа. Таким образом, соглашение между сторонами об изъятии земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества не достигнуто.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области просило суд изъять в собственность Самарской области путем выкупа земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый N, площадью 275 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", и объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый N, назначение - жилое, 3-этажный, общая площадь 391,30 кв.м., инв. N, лит.А, адрес объекта: "адрес", с выплатой правообладателю Тихонову С.Ю. выкупной цены изымаемых объектов недвижимости в размере 16 298 123 руб. и убытков в размере 255 766 руб., на основании вступившего в законную силу решения суда. Указать в резолютивной части решения, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения права собственности Тихонова С.Ю. на изымаемые объекты недвижимости и возникновения права собственности Самарской области на указанные объекты недвижимости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Тихонов С.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указал, что решение является неисполнимым, поскольку не содержит указание на взыскание с конкретного лица конкретной денежной суммы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Тихонова С.Ю. по ордеру Колесникова А.Г., Тихонов С.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сметанина А.А. по доверенности просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что в бюджете на указанные цели денежные средства предусмотрены, с исполнением решения суда сложностей не будет.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Из материалов дела следует, что Тихонов С.Ю. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" расположенного на нем объекта индивидуального жилищного строительства, общей площадью 391,30 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях обеспечения строительства мостового перехода "Фрунзенский" через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу "Автодорожный маршрут "Центр-Поволжье-Урал" городского округа Самара (1 этап (очередь): от "адрес" до "адрес", включая транспортные развязки) решено изъять объекты недвижимого имущества, принадлежащие юридическим и физическим лицам, в том числе Тихонову С.Ю., на праве собственности: земельный участок с кадастровым N и объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым N для государственных нужд Самарской области в целях выполнения работ по строительству.
Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. N внесены изменения в распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. N.
Законность указанных распоряжений об изъятии земельного участка и домовладения для муниципальных нужд Тихоновым С.Ю. не оспаривается.
В соответствии со ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2).
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3 ст. 55 ЗК РФ).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии принимается соответствующим органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 ст. 279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган исполнительной власти, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных нужд может быть предъявлен в течение трёх лет с момента направления собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка.
Согласно ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, в той числе упущенной выгоды.
При изъятии земельного участка для государственных нужд должны обеспечиваться жилищные права собственника жилого помещения.
Согласно ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки. Если с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения, орган исполнительной власти может предъявить иск в суд о выкупе жилого помещения.
Изъятие у собственника другого недвижимого имущества путем выкупа предусмотрено ст. 239 ГК РФ.
Материалами дела подтверждается, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ. уведомило Тихонова С.Ю. об изъятии принадлежащего ему имущества путем выкупа для нужд Самарской области, которое им получено ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Тихонов С.Ю. уведомлен о регистрации ограничения (обременения) прав в пользу Самарской области, что подтверждается обратным уведомлением.
Установлено, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области предложило Тихонову С.Ю. заключить договор о выкупе принадлежащего ему имущества.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. Министерство направляло Тихонову С.Ю. проект соглашения о выкупе принадлежащего ему имущества по выкупной цене 16 298 123 руб., установленной на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ., выполненного ООО "Бизнес оценка", по адресу, указанному в свидетельстве о государственной регистрации права, и по адресу фактического местонахождения изымаемого имущества.
Однако, соглашение между сторонами не было достигнуто.
Статьей 239 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.
Как установлено судом, земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес" расположен в пределах территории, на которой предполагается строительство мостового перехода "Фрунзенский" через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу "Автодорожный маршрут "Центр-Поволжье-Урал" городского округа Самара (1 этап (очередь): от "адрес" до "адрес", включая транспортные развязки", что свидетельствует о том, что изъятие земельного участка без прекращения права собственности истца на данное имущество невозможно.
В соответствии с отчетом ООО "Бизнес оценка" от ДД.ММ.ГГГГ г., представленным истцов, выкупная цена принадлежащих ответчику объектов недвижимого имущества, находящихся по адресу: "адрес" составляет 16 298 123 руб. и убытки в размере 255 766 руб..
По ходатайству представителя истца, с согласия ответчика, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, проведение которой поручено экспертам ООО "Институт оценки и управления".
Согласно заключению эксперта N ООО "Институт оценки и управления", рыночная стоимость земельного участка площадью 275 кв.м. составляет 594 272 руб.; рыночная стоимость объекта индивидуального жилищного строительства составляет 16 377 017 руб.; размер убытков, причиненных Тихонову С.Ю. в связи с изъятием вышеуказанных объектов недвижимости, составляет 639 580 руб.
Эксперт ООО "Института оценки и управления" ФИО1, допрошенная в судебном заседании, подтвердила правильность расчетов.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд правильно исходил из того, что земельный участок, в случае такой необходимости, Российской Федерацией либо соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, может быть изъят для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Материалами дела подтверждается, что требования законодательства при изъятии земельного участка и жилого дома у Тихонова С.Ю. были соблюдены.
Принимая во внимание, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных нужд (выкупная цена), не была определена соглашением с собственником участка Тихоновым С.Ю., судом была проведена экспертиза по оценке стоимости земельного участка, расположенного на нем жилого дома, а также убытков, связанным с таким изъятием.
Поскольку изъятие земельного участка для государственных нужд, и отчуждение недвижимого имущества на нем являются основаниями прекращения права собственности на эти объекты недвижимости, (ст. ст. 235, 239 ГК РФ), суд правомерно удовлетворил требования истца изъять в собственность Самарской области путем выкупа земельный участок с выплатой правообладателю Тихонову С.Ю. выкупной цены изымаемых объектов недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Довод апелляционной жалобы Тихонова С.Ю. о том, что выкупная стоимость земельного участка, определенная ООО "Институт оценки и управления", является заниженной и не соответствующей рыночной, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку абз. 4 п. 28 Постановлении Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка и рыночная стоимость находящихся на нем объектов недвижимости определяется исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Представленные же ранее суду экспертные заключения, выполненные ООО "Центр независимой оценки" на дату 08.06.2012, ООО "Бизнес-Оценка" на дату 29.11.2012г., на которые ссылались стороны в ходе рассмотрения спора, а также указанная на дату внесения сведений в государственный кадастр объектов недвижимости, то есть на 05.12.2005г., кадастровая стоимость недвижимости, не являются доказательствами, опровергающими обоснованность размера выкупной стоимости изымаемого земельного участка, определенной в ходе проведения судебной экспертизы. Ходатайств о проведении повторной экспертизы по настоящему делу ответчиком не заявлялось. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о неправильности и необоснованности заключения судебной экспертизы по настоящему делу не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с иском в суд обратилось ненадлежащее лицо, судебная коллегия во внимание не принимает.
В соответствии с Законом Самарской области от 30.09.2011 г. N 80-ГД "О Правительстве Самарской области", п. 6 ст. 86 Устава Самарской области от 18.12.2006 г. N 179-ГД, п. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94ГД "О земле" принятие решения об изъятии земельных участков относится к полномочиям Правительства Самарской области.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области совершает действия, направленные на изъятие земельных участков в случаях, принудительного прекращения прав за земельные участки, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно п. 2 распоряжения N 17-р Правительство Самарской области наделило Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области полномочиями по осуществлению необходимых юридических действий, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 распоряжения, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого министерству законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При таких обстоятельствах Министерство является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав собственника постановленным решением, по тем основаниям, что право собственности ответчика на объекты прекращено, в то время как выкупная цена подлежит перечислению последнему лишь в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельными.
Как следует из резолютивной части решения, оно является основанием для прекращения права собственности ответчика на объекты недвижимости, а также основанием для возникновения права собственности Самарской области на указанные объекты после выплаты Тихонову С.Ю. выкупной стоимости объектов. Таким образом, требование закона об изъятии имущества только при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости соблюдено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, поскольку его резолютивная часть не имеет указание на взыскание конкретной денежной суммы в пользу ответчика, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как усматривается из пояснений представителя истца, для указанных целей в бюджете Самарской области предусмотрены денежные средства, оснований полагать, что Министерством решение не будет исполнено не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы Тихонова С.Ю. не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тихонова С.Ю. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.