Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Пискуновой М.В., Самчелеевой И.А.
С участием прокурора Гуляевой Е.С.
При секретаре Моревой Н.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 20.12.2013 г., которым постановлено:
"Обязать МБДОУ д/с N 38 г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, а именно: оборудовать на участке теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями, а именно довести количество теневых навесов до 13 штук для каждой группы площадью не менее чем 20 кв.м:
Для группы N1(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 2 (2мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N3(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 4 ( средняя) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 5 ( старшая) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 6 ( средняя) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 7 ( средняя) - не менее 20 кв.м.
Для группы N8(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 9 ( старшая) - не менее 20 кв.м.
Для группы N10(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 11 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 12 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 13 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.
Провести работы по благоустройству участка детского сада и оборудовать в соответствии с требованиями санитарных норм, а именно высадить зеленые насаждения между групповыми площадками в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. и обеспечить твердое покрытие без дефектов и выбоин при въезде и входах на территорию детского сада".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя администрации г.о. Самара департамента образования Мироненковой Л.В. в поддержание жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С. полагавшей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ детский сад комбинированного вида N38 г.о. Самара, Администрации г.о. Самары, Департаменту образования администрации г.о. Самара, третьему лицу Управлению Роспотребнадзора по Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан.
В заявлении указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.Самары проверено соблюдение муниципальным бюджетным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида N38 г.о. Самара санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Проверкой в МБДОУ д/с N38 г.о. Самара выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании", ФЗ от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Установлено, что требования санитарно-эпидемиологического законодательства в МБДОУ д/с N38 г.о. Самара не выполняются, в ходе деятельности МБДОУ д/с N38 г.о. Самара допущены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- не оборудованы теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями (п. 3.9 СанПин 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях");
-не проведены работы по благоустройству участка детского сада и не оборудован в соответствии с санитарными нормами( п.п. 3.1,3.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях");
Источником формирования финансовых ресурсов МБДОУ д/с N38 г.о. Самара являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 N 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта бюджета г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 и 3.16 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 26.03.2009 г. N 707, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, который участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара.
В соответствии с п. 2.2 Устава МБДОУ д/с N38 г.о. Самара - детский сад несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно- эпидемиологическую безопасность.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Выявленные в МБДОУ д/с N38 г.о. Самара нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения допускаются продолжительное время, состояние санитарно-эпидемиологической безопасности МБДОУ д/с N38 г.о. Самара является объектом постоянного контроля Управления Роспотребнадзора Самарской области в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений.
Так, Управление Роспотребнадзора Самарской области выданы предписания по устранению вышеуказанных нарушений.
МБДОУ д/с N38 г.о. Самара неоднократно направлялись письма в Департамент образования г.о. Самара с просьбой о выделении денежных средств, необходимых для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства указанных в предписании.
Однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Без привлечения дополнительных средств МБДОУ д/с N38 г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств на данные мероприятия.
Учитывая изложенное, впоследствии уточнив свои требования, прокурор Железнодорожного района г.о. Самара просил суд обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МБДОУ д/с N38 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, а именно: оборудовать на участке теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями, а именно довести количество теневых навесов до 13 штук для каждой группы площадью не менее чем 20 кв.м: для группы N1(2 мл) - не менее 20 кв.м.; для группы N 2 (2мл) - не менее 20 кв.м.; для группы N3(2 мл) - не менее 20 кв.м.; для группы N 4 ( средняя) - не менее 20 кв.м.; для группы N 5 ( старшая) - не менее 20 кв.м.; для группы N 6 ( средняя) - не менее 20 кв.м.; для группы N 7 ( средняя) ? не менее 20 кв.м.; для группы N8(2 мл) - не менее 20 кв.м.; для группы N 9 ( старшая) - не менее 20 кв.м.; для группы N10(2 мл) - не менее 20 кв.м.; для группы N 11 (подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.; для группы N 12 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.; для группы N 13 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.; провести работы по благоустройству участка детского сада и оборудовать в соответствии с требованиями санитарных норм, а именно высадить зеленые насаждения между групповыми площадками в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить твердое покрытие без дефектов и выбоин при въезде и входах на территорию детского сада.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не указал в какой доле каждой из ответчиков должен исполнить решение суда, а также на то, что вывод суда о бездействии администрации г.о. Самара безоснователен.
Заслушав представителя департамента образования, заключение прокурора, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что проверкой, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Самары, в МБДОУ д/с N38 г.о. Самара выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании", ФЗ от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На основании ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Установлено, что требования санитарного законодательства в МБДОУ д/с N38 г.о. Самара не выполняются, в ходе деятельности МБДОУ д/с N38 г.о. Самара допущены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: не оборудованы на участке теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями, а именно довести количество теневых навесов до 13 штук для каждой группы площадью не менее чем 20 кв.м.:
Для группы N1(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 2 (2мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N3(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 4 ( средняя) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 5 ( старшая) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 6 ( средняя) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 7 (средняя) - не менее 20 кв.м.
Для группы N8(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 9 ( старшая) - не менее 20 кв.м.
Для группы N10(2 мл) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 11 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 12 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.
Для группы N 13 ( подготовительная группа) - не менее 20 кв.м.
-не проведены работы по благоустройству участка детского сада и не оборудованы в соответствии с требованиями санитарных норм.
Судом установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МБДОУ д/с N38 г.о. Самара являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 N 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта бюджета г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 и 3.16 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 26.03.2009 г. N 707, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, который участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара.
В соответствии с п. 2.2 Устава МБДОУ д/с N38 г.о. Самара детский сад несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно- эпидемиологическую безопасность.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Выявленные в МБДОУ д/с N38 г.о. Самара нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения допускаются продолжительное время, состояние противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности МБДОУ д/с N38 г.о. Самара является объектом постоянного контроля Управления Роспотребнадзора Самарской области в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений.
Управлением Роспотребнадзора Самарской области выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N по устранению вышеуказанных нарушений.
МБДОУ д/с N38 г.о. Самара неоднократно направлялись письма в Департамент образования г.о. Самара с просьбой о выделении денежных средств, необходимых для устранения нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства указанных в предписании.
Несмотря на предоставленное право, департамент образования администрации г.о. Самара, а также администрация г.о. Самара надлежащих мер, направленных на устранение выявленных нарушений не предпринимают.
Доводы администрации г.о. Самары о том, что у администрации отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных решением Думы г.о. Самары о бюджете на соответствующий финансовый год, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает от обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Без привлечения дополнительных средств МБДОУ д/с N38 г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
Оценивая в совокупности указанные выше обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции не указал в какой доле каждой из ответчиков должен исполнить решение суда, не может служить основанием для отмены решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда о бездействии администрации г.о. Самара безоснователен, не заслуживают внимания, поскольку суд в резолютивной части решения суда не ссылается на бездействие администрации и не признает его не законным, а возлагает обязанность на ответчиков по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 20.12.2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.о. Самара без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.