Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.,
при секретаре - Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Романовой Е.Л. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 17 января 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Романовой Е.Л. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя заявителя Романова В.А. (по доверенности) в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романова Е.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2419,00 кв.м. под садоводство.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство отказало ей в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и его использование под садоводство не предусмотрено зонированием территории.
С указанным решением Романова Е.Л. не согласна, поскольку назначение (разрешенное использование) испрашиваемого земельного участка не определено, в рассматриваемом случае зонирование территории не является обязательным условием предоставления земельного участка, факт принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда Министерством не подтвержден.
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства нарушает ее право на бесплатное получение земельного участка в собственность, просила признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка по адресу: "адрес", площадью 2419,00 кв.м. под садоводство и возложить на Министерство обязанность предоставить ей в собственность бесплатно данный земельный участок.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара своих представителей для участия в рассмотрении дела не направили, извещены надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 36-37).
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести по делу новое решение об удовлетворении ее требований (л.д. 44-49).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно п. 9, 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (в редакции от 09.04.2012г.) предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Романова Е.Л. в лице своего представителя обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в собственность бесплатно земельного участка, площадью 2419,00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2419,00 кв.м. под садоводство.
Заявление принято Министерством к рассмотрению (л.д. 16).
Судом установлено, что после принятия к рассмотрению заявления Романовой Е.Л. на основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, Министерство направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара запрос об истребовании информации, к какой территориальной зоне относится ли испрашиваемый заявителем земельный участок и соответствует ли его использование под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны.
По результатам рассмотрения обращения Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ за исх. N направил в адрес Министерства ответ, согласно которому испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала N Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества и что Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не определены.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, исх. N Министерство отказало Романовой Е.Л. в предоставлении земельного участка и возвратило пакет документов, при этом сослалось на вышеуказанный ответ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара. (л.д. 12-14).
Суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемый отказ дан Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями положений ЗК РФ, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 и отказ не нарушают права заявителя.
При этом суд исходил из того, что испрашиваемый Романовой Е.Л. земельный участок относится к категории земель лесного фонда, что в силу п.3, п.п.2 п.5 ст. 27 ЗК РФ является препятствием для его предоставления в частную собственность в порядке приватизации, сославшись на ответ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда (л.д. 27-28), согласно которому испрашиваемый Романовой Е.Л. земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в квартале N Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества (л.д. 27-28), и на топографические материалы Департамента строительства архитектуры городского округа Самара из которых следует, что градостроительные регламенты в пределах испрашиваемого земельного участка не определены в связи с чем установление территориальной зоны и определение вида разрешенного использования данного земельного участка по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N не представляется возможным.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя также из того, что согласно пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый заявителем отказ Министерства указанной норме закона соответствует, поскольку Министерством соблюдены указанные принципы.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о законности оспариваемого отказа Министерства опровергаются тем, что по сведениям Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившегося землепользования, в связи с чем, образование спорного земельного участка невозможно, что влечет за собой отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании пункта 6 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 4 марта 2011 года N16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Исходя из положений пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", свобода испрашиваемого земельного участка от прав третьих лиц, является обязательным условием предоставления его в собственность бесплатно заявителю, данное условие в данном случае не соблюдено, что исключает удовлетворение требований Романовой Е.Л.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом допущены процессуальные нарушения, а также нарушения материального права, влекущие за собой отмену решения суда, материалами дела не подтверждаются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 17 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Романовой Е.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.