Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.
при секретаре - Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области в лице представителя по доверенности Черкасовой Е.Г. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары области от 22 января 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным Решение об отказе Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (сообщение N) Гаджиеву З.Н.о. в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Признать незаконным Уведомление Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Гаджиеву З.Н.о. в выдаче свидетельства о государственной регистрации права с внесенными изменениями в Единый государственный реестр прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать внесение изменений в Единый государственный реестр прав на земельный участок, принадлежащий Гаджиеву З.Н.о. и расположенный по адресу: "адрес", в части вида разрешенного использования "для дачного строительства" и выдать Гаджиеву З.Н.о. Свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок с указанием вида разрешенного использования "для дачного строительства".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Гаджиев З.Н.О. обратился в суд с заявлением, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ им в Управление Росреестра по Самарской области были поданы документы с целью внесения изменений в Единый государственный реестр прав, касающихся вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Гаджиеву З.Н.О. на праве собственности и расположенного по адресу: "адрес". Одновременно с данными документами им было подано заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра по Самарской области заявителю были вручены сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ N и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче свидетельства.
Заявитель считает вышеуказанные отказ в государственной регистрации и уведомление Управления Росреестра по Самарской области незаконными, поскольку он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N N, на основании постановления администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ года изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 5 000,00 кв.м, кадастровый номер N, находящегося в собственности Гаджиева З.Н.О., с вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на другой вид разрешенного использования - "для дачного строительства".
Ссылаясь на изложенное, заявитель просил суд: признать незаконными: решение об отказе Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (сообщение N N) в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе выдачи свидетельства о государственной регистрации права;
-обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать внесение изменений в Единый государственный реестр прав на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в районе с. Черноречье, участок 16, в части вида разрешенного использования "для дачного строительства", и выдать свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с указанием вида разрешенного использования "для дачного строительства".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Старкова Ю.К. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель заявителя по доверенности Телятникова М.Н. возражаа против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Рассмотрев дело в порядке главы 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что заявителю Гаджиеву З.Н.О. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь
5 000 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гаджиевым З.Н.О. в Управление Росреестра по Самарской области поданы документы с целью внесения изменений в Единый государственный реестр прав, касающихся вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Гаджиеву З.Н.О. на праве собственности и расположенного по адресу: "адрес" и подано заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра по Самарской области заявителю были вручены сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ N и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче свидетельства.
Из материалов дела усматривается, что согласно постановлению администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 5 000,00 кв.м, кадастровый номер N, находящегося в собственности Гаджиева З.Н.О., с вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на другой вид разрешенного использования - "для дачного строительства".
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области были внесены изменения в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка заявителя с кадастровым номером N и выдан заявителю новый кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за N, в котором вид разрешенного использования в отношении данного земельного участка указан как: "для дачного строительства".
Разрешая спор, суд, исследовав вышеуказанные доводы управления Росреестра, пришел к выводу об их необоснованности.
Суд первой инстанции исходил из того, что изменение вида использования земельного участка компетентным органом местного самоуправления в настоящее время определяет вид разрешенного использования этого участка и не противоречит законодательству, так как законодательство никогда не устанавливало каких-либо специальных требований к обозначению целей и видов разрешенного использования земельных участков.
По мнению суда, земельный участок не относится к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, поскольку из постановлению администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области и кадастрового паспорта не следует, что земельный участок до изменения вида разрешенного использования на "для дачного строительства" относился к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, для которых не допускается иная сельскохозяйственная деятельность, чем предписанная законом.
Судом также было принято во внимание, что правомерность доводов заявителей подтверждается внесением в сведения кадастрового учета изменений разрешенного использования " для дачного строительства"
Между тем, с данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из положений ст. ст. 77, 79 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Исходя из материалов дела, усматривается, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Разрешенное (целевое) использование таких земель регламентировано пунктом 1 статьи 78 Земельного Кодекса РФ.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Возможность дачного строительства на таких участках как одного из видов разрешенного использования, который может быть изменен, законом не предусмотрена.
Данные обстоятельства подтверждают также положения статьи 7 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащих закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, дачное строительство в этот перечень не входит.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. При этом в градостроительных регламентах указываются виды разрешенного использования в отношении земельных участков в пределах соответствующей территориальной зоны (ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
В соответствии с частью 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном порядке Градостроительным кодексом Российской Федерации правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с доводами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о том, что порядок использования земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не связан с принятием правил землепользования и застройки, соответственно, предусмотренный в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 191-ФЗ порядок изменения вида разрешенного использования на земли сельскохозяйственного назначения не распространяется.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик, как объекта права. Поэтому вид разрешенного использования земельного участка определяется и устанавливается исходя из совокупности всех предъявляемых действующим законодательством требований.
Учитывая вышеизложенное, изменение вида разрешенного использования земельных участков, в состав которых входят земли сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель таких земельных участков не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков приведет к стихийному возникновению жилых поселений и невозможности использования спорных земельных участков по целевому назначению, закрепленному в документах территориального планирования.
Таким образом, возможность застраивания такого земельного участка запрещена законодательно, так как в противном случае неизбежно возникла бы необходимость его перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (поскольку статьей 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" определено, что под дачным участком понимается участок для целей отдыха).
Между тем, как было указано выше, действующее законодательство, не позволяет муниципальным органам власти, под видом изменения разрешенного использования, фактически изменять категорию земель.
Ссылка суда первой инстанции на письмо Минэкономразвития от 8 июня 2011 года N 14310-ИМ/Д23, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, и имеет только рекомендательный характер, в связи с чем, ссылка суда первой инстанции на этот документ, в обоснование своих выводов о необходимости удовлетворения заявленных требований, неправомерна.
На основании ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, а также проведение правовой экспертизы документов, направленной на установление отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав.
При таких данных, поскольку изменение вида разрешенного использования земель, в состав которых входят земли сельскохозяйственного назначения, без изменения категории таких земель противоречит положениям ст. ст. 7, 77, 79 ЗК РФ, ст. ст. 30, 36, 37 Градостроительного Кодекса РФ, Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", решение суда первой инстанции о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в сведения в ЕГРП об изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании зарегистрировать внесение изменений и выдаче нового свидетельства о регистрации права, постановлено с нарушением норм материального права и подлежит отмене с принятием в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ нового решения, об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 22 января 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Гаджиева З.Н.о. отказать в полном объеме.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.