Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Паршиной Е.Н., Петровой Н.А.,
при секретаре Цаплиной Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании недействительными постановлений администрации Петровского муниципального района Саратовской области о ликвидации филиалов образовательных учреждений, о признании незаконным изъятия недвижимого имущества образовательных учреждений в казну Петровского муниципального района, о возвращении недвижимого имущества во владение образовательных учреждений, о возложении обязанности организовать дошкольное образование по апелляционному представлению Петровского межрайонного прокурора на решение Петровского городского суда Саратовской области от 05.02.2014 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А., объяснения прокурора Медведевой З.А., поддержавшей апелляционное представление, представителя администрации Петровского района Саратовской области Ганина Д.Н., представителя управления образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области Ухановой Н.К., возражавших против доводов апелляционного представления и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петровский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что Петровской межрайонной прокуратурой проводилась проверка законности ликвидации филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа п. Пригородный Петровского района Саратовской области - Детский сад с. Колки. В ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации Петровского муниципального района от 02.04.2012 г. N 226 проведена реорганизация в форме присоединения муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения детский сад с. Колки к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области". Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 514 от 01.06.2012 г. создан филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Детский сад с. Колки" в с. Колки.
Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 832 от 29.06.2010 г. проведена реорганизация в форме присоединения начальной общеобразовательной школы с. Колки к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области", которое затем осуществляло свою деятельность в качестве филиала - "Начальная школа с. Колки".
Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 938 от 22.08.2012 г. "О ликвидации филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Детский сад с. Колки" в с. Колки" данный филиал образовательного учреждения ликвидирован. Недвижимое имущество - здание по адресу: "адрес" муниципального района.
Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 630 от 16.06.2011 г. "О ликвидации филиалов муниципальных образовательных учреждений" филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Начальная школа с. Колки" ликвидирован. Недвижимое имущество - здание по адресу: "адрес" со зданием котельной, обслуживающей образовательное учреждение по адресу: "адрес" передано в казну Петровского муниципального района Саратовской области.
По информации, предоставленной администрацией Петровского муниципального района Саратовской области, в 2013 году запланировано отчуждение зданий. По утверждению прокурора, органом местного самоуправления был нарушен порядок ликвидации филиалов образовательных учреждений и изъятия имущества, установленный действующим законодательством. В результате незаконных действий администрации Петровского муниципального района жители с. Колки лишились объекта образовательной инфраструктуры - детского сада и начальной школы, что повлекло нарушение прав несовершеннолетних на получение образования.
Прокурор с учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным ликвидацию филиалов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" Детский сад с. Колки" и "Начальная школа с. Колки", признать незаконными абз. 2 п. 1 Постановления главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 630 от 16.06.2011 г. "О ликвидации филиалов муниципальных образовательных учреждений" в части "Начальной школы с. Колки" и Постановление главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 938 от 22.08.2012 г. "О ликвидации филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Детский сад с. Колки" в с. Колки" с момента их вынесения; признать незаконным изъятие в казну Петровского муниципального района недвижимого имущества - зданий детского сада, начальной школы и котельной с земельными участками, расположенных по адресам: "адрес", возвратить данное имущество во владение образовательного учреждения. Кроме этого прокурор просит обязать администрацию Петровского района Саратовской области организовать дошкольное образование на территории с. Колки Петровского района в срок до 01.05.2014 года.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от 05.02.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
На принятое решение Петровским межрайонным прокурором подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права и об удовлетворении иска в полном объеме. В апелляционном представлении указывается, что судом первой инстанции проигнорированы требования о предварительной экспертной оценке ликвидации образовательного учреждения, обязательность проведения схода граждан, а изъятие зданий образовательных учреждений и их перепрофилирование проведено без согласия Министерства образования и науки РФ.
Администрация Петровского района Саратовской области в отзыве на апелляционное представление указывает, что ликвидированы были филиалы, а не образовательные учреждения и проведение экспертных оценок и сходов не требуется. Здания детского сада и школы с котельной не использовались, и не было необходимости получать согласование в Министерстве образования и науки. Считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционного представления.
Прокурор Медведева З.А. поддержала доводы апелляционного представления.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации Петровского муниципального района Саратовской области Ганин Д.Н. и представитель управления образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области Уханова Н.К. просили решение оставить без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционном представлении (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Статьей 13 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (пункты 2, 5 в редакции, действовавшей на момент издания органом местного самоуправления распоряжения об изъятии здания из оперативного управления образовательного учреждения) предусмотрено, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (действующего на момент принятия решения о ликвидации) ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.05.1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
Анализ приведенных норм законодательства показывает, что ликвидация образовательных учреждений возможна при наличии согласия на ликвидацию схода граждан населенного пункта обслуживаемого образовательным учреждением, необходима предварительная экспертная оценка последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания, а изъятие зданий и сооружений системы образования не допускается без согласования с Министерством образования РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Прокурор обратился в суд с иском на основании результатов проверки, проведенной по фактам, изложенным в статье "С молотка за гроши", опубликованной в областной еженедельной газете "Телеграфъ" N 42 (426) от 22.10.2013 г., в которой сообщалось о продаже администрацией Петровского муниципального района Саратовской области зданий детского сада, школы и котельной с. Колки Петровского района Саратовской области (т. 1 л.д. 38-39).
Судом первой инстанции установлено, что постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 02.04.2012 г. N 226 проведена реорганизация в форме присоединения муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения детский сад "Тополек" с. Колки к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" (т.1 л.д.16-17). Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 514 от 01.06.2012 г. создан филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Детский сад с. Колки" в с. Колки (т. 1 л.д. 18).
Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 832 от 29.06.2010 г. проведена реорганизация в форме присоединения начальной общеобразовательной школы с. Колки к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области", которое затем осуществляло свою деятельность в качестве филиала - "Начальная школа с. Колки" (т.1 л.д.66).
Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 938 от 22.08.2012 г. "О ликвидации филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Детский сад с. Колки" в с. Колки" данный филиал образовательного учреждения ликвидирован, а здания по адресу: "адрес" муниципального района (т. 1 л.д. 25).
Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 630 от 16.06.2011 г. "О ликвидации филиалов муниципальных образовательных учреждений" филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Начальная школа с. Колки" ликвидирован, а здание по адресу: "адрес" со зданием котельной, обслуживающей образовательное учреждение по адресу "адрес" передано в казну Петровского муниципального района (т. 1 л.д. 75).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2013 г. право собственности зарегистрировано за Петровским муниципальным районом Саратовской области на:
- здание детского сада общей площадью 779 кв.м по адресу: "адрес", (т. 1 л.д. 10);
- здание школы общей площадью 1188,5 кв.м по адресу: "адрес", (т. 1 л.д. 58);
- здание котельной общей площадью 154,7 кв.м по адресу: "адрес", (т. 1 л.д. 57).
Как следует из отзыва Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г., Министерство образования и науки РФ не давало своего согласия на изъятие в казну нежилого здания детского сада и начальной школы, на изменение служебного назначения здания, а также на его отчуждение (т. 1 л.д. 183-185).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении требований законодательства при ликвидации филиалов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" Детский сад с. Колки" и "Начальная школа с. Колки", поскольку решения администрацией района приняты в пределах полномочий, на основе экспертной оценки и с соблюдением требований Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Судебная коллегия считает, что данный вывод сделан судом без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В материалах дела имеются сведения о наличии в с. Колки Петровского района Саратовской области детей дошкольного и школьного возрастов (т. 1 л.д. 195).
В ходе судебного разбирательства администрацией Петровского муниципального района Саратовской области представлена экспертная оценка последствий принятых решений для обеспечения образования детей, проживающих на территории Петровского муниципального района, но из экспертной оценки следует, что она дана при отсутствии детей дошкольного и школьного возраста, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Данная экспертная оценка не может быть принята судом в качестве доказательства надлежащего исполнения требований Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Ответчиком не предоставлено доказательств наличия согласия жителей с. Колки Петровского района Саратовской области на ликвидацию детского сада и начальной школы в с. Колки.
Не могут быть приняты судом и доводы ответчика в части соблюдения порядка ликвидации образовательного учреждения, так как ликвидировались филиалы образовательного учреждения, а не сами учреждения, поскольку судом установлено, что в результате последовательных действий ответчика в непродолжительный период времени были фактически ликвидированы образовательные учреждения - детский сад и начальная школа в с. Колки Петровского района Саратовской области.
Установив изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что последовательное издание оспариваемых постановлений с учетом всех обстоятельств, установленных по делу, по своей сути явилось скрытой формой ликвидации дошкольных учреждений на территории Петровского района Саратовской области, которая, в нарушение требований ч. 5 ст. 34 Закона РФ "Об образовании", проведена без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным дошкольным учреждением.
Судом апелляционной инстанции установлен и тот факт, что, в нарушение требований федерального законодательства (ч. 1 ст. 34 Закона РФ "Об образовании") порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений, который бы определял ее условия и исключал бы возможность принятия главой администрации муниципального образования единоличного и произвольного решения о реорганизации образовательного учреждения, при котором последнее могло прекратить свою деятельность, местной администрацией установлен не был.
Кроме того, анализ исследованных доказательств показывает, что органом местного самоуправления не соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок изъятия объектов недвижимого имущества из владения образовательного учреждения в связи с чем, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы ответчика о неиспользовании объектов недвижимости не могут служить основанием неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 13.05.1992 г. N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования", поскольку основан на неправильном толковании норм законодательства и противоречит принципу гарантированности образования, так как до изменения назначения здания оно должно использоваться для оказания образовательных услуг.
Судебная коллегия учитывает, что важнейшей функцией РФ является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ст. 43 Конституции РФ.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения.
В соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное применение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия находит доводы апелляционного представления в части отмены решения суда первой инстанции об отказе в иске о признании незаконным ликвидации образовательных учреждений и изъятии зданий с земельными участками обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции об отказе в иске в части понуждения администрации Петровского района Саратовской области организовать дошкольное образование на территории с. Колки Петровского района в срок до 01.05.2014 г. законным и обоснованным, поскольку вопрос организации образовательного учреждения на конкретной территории не входит в компетенцию суда.
Руководствуясь ст. 193-199, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петровского городского суда Саратовской области от 05.02.2014 г. отменить в части отказа в иске Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании недействительными постановлений администрации Петровского муниципального района Саратовской области о ликвидации филиалов образовательных учреждений, о признании незаконным изъятия недвижимого имущества образовательных учреждений в казну Петровского муниципального района, с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении иска.
Признать незаконной ликвидацию филиалов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" Детский сад с. Колки" и "Начальная школа с. Колки".
Признать незаконным абз. 2 п. 1 постановления главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 16.06.2011 г. N 630 "О ликвидации филиалов муниципальных образовательных учреждений" в части "Начальной школы с. Колки" с момента его вынесения.
Признать незаконным постановление главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 22.08.2012 г. N 938 "О ликвидации филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области" "Детский сад с. Колки" в с. Колки" с момента его вынесения.
Признать незаконным изъятие в казну Петровского муниципального района недвижимого имущества - зданий детского сада, начальной школы и котельной с земельными участками, расположенными по адресам: "адрес", возвратить данное имущество во владение образовательного учреждения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.