Апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 13 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Неволиной Е.В.,
судей Крылова Н.А. и Богомоловой Ю.А.,
при секретаре Зиганшиной Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закарян А.О. об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел России по "адрес" городскому округу
по апелляционной жалобе отдела Министерства внутренних дел России по "адрес" городскому округу на решение Корсаковского городского суда от 27 декабря 2013 года, которым заявление Закаряна А.О. удовлетворено.
Признаны незаконными действия отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел России по Корсаковскому городскому округу по снятию с регистрационного учета автомобиля "данные изъяты", самосвал, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер двигателя N, кузов N, шасси N, оранжевого цвета в связи с утилизацией.
На отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел России по Корсаковскому городскому округу возложена обязанность прекратить регистрацию за Панькин О.А. автомобиля "данные изъяты", самосвал, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер двигателя N, кузов N, шасси N, оранжевого цвета, в связи с отчуждением транспортного средства новому собственнику Закарян А.О..
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Закарян А.О. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел России по "адрес" городскому округу (далее - отделение ГИБДД ОМВД России по "адрес" городскому округу) по снятию с регистрационного учета и утилизации автомобиля "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер двигателя N, кузов N, шасси N, оранжевого цвета.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи он приобрел у Панькина О.А. автомобиль "данные изъяты" самосвал, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер двигателя N, кузов N, шасси N, оранжевого цвета. При продаже автомобиля Панькин О.А. передал ему паспорт, свидетельство о регистрации и государственные номера на транспортное средство. Поскольку автомобиль был передан ему в неисправном состоянии, до ДД.ММ.ГГГГ года он его ремонтировал. После окончания ремонта, прохождения технического осмотра и оформления договора ОСАГО, ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в ГИБДД УМВД России по "адрес" для регистрации автомобиля на свое имя, однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации, со ссылкой на то, что автомобиль утилизирован ДД.ММ.ГГГГ по заявлению владельца Панькина О.А. ДД.ММ.ГГГГ Панькин О.А. обратился с заявлением на имя начальника ГИБДД "адрес" с просьбой восстановить ошибочно утилизированный автомобиль, но начальник отделения ГИБДД рекомендовал обратиться в суд с заявлением о признании утилизации недействительной и о восстановлении регистрации автомобиля.
Снятие автомобиля "данные изъяты" с регистрационного учета в связи с утилизацией, считает незаконным, поскольку на момент снятия транспортного средства с регистрационного учета фактически его собственником являлся он, а не Панькин О.А. Считает, что должностные лица отделения ГИБДД ОМВД России по "адрес" городскому округу не приняли должных мер к истребованию у бывшего собственника автомобиля документов, необходимых для регистрационного действия по утилизации автомобиля, не провели проверку представленных Панькиным О.А. объяснений об утрате документов и регистрационных знаков, что привело к нарушению его прав как собственника автомобиля, так как он лишен возможности его использования по назначению.
Просил суд признать действия отделения ГИБДД ОМВД России по "адрес" городскому округу по снятию с регистрационного учета автомобиля "данные изъяты", самосвал, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер двигателя N, кузов N, шасси N, оранжевого цвета и действия органов отдела Министерства внутренних дел России по "адрес" городскому округу (далее - ОМВД России по "адрес" городскому округу) по утилизации данного автомобиля незаконными, и возложить обязанность на ОМВД России по "адрес" городскому округу восстановить регистрацию данного транспортного средства.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Закаряна А.О. - Немкова К.С. уточнила заявленные требования и просила суд признать незаконными действия ОМВД России по "адрес" городскому округу по снятию с регистрационного учета автомобиля "данные изъяты", в связи с утилизацией и возложить обязанность на ОМВД России по "адрес" городскому округу прекратить регистрацию указанного транспортного средства за Панькиным О.А., в связи с отчуждением транспортного средства новому собственнику Закаряну А.О.
Закарян А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще. Представитель Закаряна А.О. - Немкова К.С. в судебном заседании уточненные требования поддержала.
Представитель ОМВД России по "адрес" городскому округу Кузнецов И.А., действующий на основании доверенности, считал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Заинтересованное лицо Панькин О.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Судом принято приведенное выше решение, которое обжалует представитель ОМВД России по "адрес" городскому округу Бахтина О.С. В жалобе представитель просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Оспаривая решение суда, считает, что отказ отдела ГИБДД ОМВД России по "адрес" городскому округу в регистрации автомобиля соответствует приказу МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств". Ссылаясь на пункт 13 названного приказа указывает, что Закарян А.О., став собственником транспортного средства, в течение 10 суток после приобретения автомобиля обязан был в установленном порядке зарегистрировать его в Госавтоинспекции, чего сделано не было. Считает, что, факт заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между Закаряном А.О. и Панькиным О.А., без снятия продавцом передаваемого по договору купли-продажи транспортного средства с учета, не свидетельствует о возникновении права собственности на автомобиль у Закаряна А.О. и прекращении этого права у Панькина О.А.
От Закаряна А.О. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Закарян А.О. поддержал свои возражения на жалобу.
Представитель ОМВД России по "адрес" городскому округу, заинтересованное лицо Панькин О.А. в суд апелляционной инстанции не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения Закаряна А.О., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ Панькин О.А. продал Закаряну А.О. автомобиль "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер двигателя 740-090991, кузов 1161707, шасси 5511-235474, оранжевого цвета. Денежные средства по договору продавцом получены, транспортное средство передано покупателю (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ Закарян А.О. обратился в Госавтоинспекцию "адрес" с целью поставить автомобиль на регистрационный учет на свое имя, однако ему в этом быто отказано, поскольку как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ отделом РЭГ ГИБДД ОМВД России по "адрес" городскому округу "адрес", на основании заявления прежнего собственника Панькина О.А. автомобиль был снят с учета в связи с утилизацией ( "данные изъяты").
Разрешая требования заявителя, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для признания действий отдела ГИБДД ОМВД России по "адрес" городскому округу по снятию автомобиля "данные изъяты" с учета в связи с его утилизацией, не соответствующими требованиям закона.
Судебная коллегия с этим выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он сделан на основании норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, установлен "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденными Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 (далее - Правила), а сроки и последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным этим же Приказом МВД РФ (далее - Административный регламент), который действовал в момент возникновения спорных правоотношений в редакции от 29 августа 2011 года.
Согласно пункту 5 Правил собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В соответствии с пунктом 36 Правил для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются, в том числе, следующие документы: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки.
Пунктом 43 Правил установлено, что при снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.
Административным регламентом установлены требования к составу документов, необходимых для совершения регистрационных действий. Так, в соответствии с пунктом 16 Административного регламента для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют:
регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался (подп. "д");
документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которым могут относиться заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. "ж");
регистрационные знаки транспортных средств (подп. "и").
Из приведенных положений законодательства следует, что для совершения такого регистрационного действия как снятие автомобиля с регистрационного учета в связи с его утилизацией собственник автомобиля должен предоставить наряду с заявлением регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства.
При этом Административным регламентом также предусмотрено, что при снятии транспортного средства с учета в связи с его утилизацией само транспортное средство не представляется (подп. "е" п. 16), а регистрационные документы и паспорт транспортного средства взамен утраченных не выдаются (п. 40).
По смыслу законодательства о регистрационном учете транспортных средств под утилизацией транспортного средства понимается процедура по разборке транспортного средства, в результате которой оно прекращает существовать именно как транспортное средство и образуются отходы разных видов, как подлежащие, так и не подлежащие дальнейшему использованию.
Установленные законодательством Российской Федерации требования к совершению регистрационных действий в отношении транспортных средств направлены на проверку органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации соответствия регистрационных действий тем фактическим обстоятельствам, в связи с которыми эти действия производятся.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Панькин О.А. обратился в Госавтоинспекцию "адрес" с заявлением о снятии автомобиля "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска с регистрационного учета в связи с его утилизацией. При этом паспорт транспортного средства и регистрационные знаки на автомобиль представлены не были, а Панькиным О.А. представлено объяснение о том, что автомобиль разукомплектован, дальнейшей эксплуатации не подлежит, а государственные номера и документы утеряны ( "данные изъяты").
Между тем, материалами дела подтверждается, что на момент снятия автомобиля с учета Панькин О.А. собственником автомобиля не являлся, автомобиль утилизирован не был, регистрационные документы и регистрационные знаки на него не были утрачены, а автомобиль находился в собственности Закаряна А.О., который имел на него паспорт транспортного средства и регистрационные знаки.
Согласно пункту 3 приведенных выше Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
В соответствии с абзацем 2 пункта 51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Снятие спорного автомобиля с учета в связи с утилизацией органом ГИБДД было произведено в отсутствие документов, необходимых для совершения регистрационных действий, без надлежащей проверки представленных Панькиным О.А. объяснений, без выяснения вопроса об отчуждении автомобиля, без установления соответствия произведенных регистрационных действий фактическим обстоятельствам, связанным с утилизацией автомобиля, что привело к нарушению прав собственника автомобиля Закаряна А.О., который в результате снятия автомобиля с учета в связи с его утилизацией лишен возможности его использования по назначению - в качестве транспортного средства, поскольку в этом случае восстановление регистрации транспортного средства, а, следовательно, и его допуск к участию в дорожном движении, невозможно.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия отделения ГИБДД ОМВД России по "адрес" городскому округу по снятию спорного автомобиля с учета в связи с его утилизацией правильно признаны судом незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Закарян А.О., не поставивший автомобиль на регистрационный учет в установленные Правилами сроки, не может быть признан собственником автомобиля, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ). В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (абзац 1 пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса РФ).
Поскольку транспортное средство по своей правовой природе относится к движимому имуществу, его отчуждение государственной регистрации не подлежит, момент возникновения права собственности на такую вещь возникает с момента ее передачи.
Законом не установлено, что право собственности на транспортное средство возникает лишь после регистрации в органах ГИБДД. Государственная регистрация транспортных средств не является регистрацией в том смысле, которая в силу закона порождает право собственности. Государственная регистрация транспортных средств имеет своей целью подтверждение владения лицом транспортным средством в целях государственного учета и по своему содержанию является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом.
Поскольку доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, а сводятся к несогласию с выводами суда в решении, неправильному толкованию норм материального права, они не могут быть положены в основу отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 327.1, статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корсаковского городского суда от 27 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел России по "адрес" городскому округу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Неволина
Судьи Н.А. Крылов
Ю.А. Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.