Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев поданную в порядке надзора жалобу Я.Р.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 27 городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 14 октября 2013 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного инспектора Сахалинского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Я.Р.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 27 городского округа "Город Южно-Сахалинска" от 14 октября 2013 года государственный инспектор Сахалинского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Я.Р.В. привлечена к административной ответственности по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 декабря 2013 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
29 января 2014 года на вышеуказанные судебные постановления Я.Р.В. в Сахалинский областной суд подана жалоба в порядке надзора, в которой она просит их отменить как незаконные. Не соглашается с выводом судей о том, что проверочные мероприятия по контролю в отношении индивидуального предпринимателя М.А.Т. проведены ею в нарушение действующего законодательства и за пределами полномочий Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области. Ссылается на то, что внеплановая выездная проверка в отношении названного индивидуального предпринимателя проведена на основании Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 327, приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12 ноября 2012 года N 569 "О проведении проверок", изданного в соответствии с поручением Правительства РФ от 24 октября 2012 года N 2, и приказа Управления по Приморскому краю и Сахалинской области от 20 июня 2013 года N 910-пр "О проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя".
Дело поступило в Сахалинский областной суд из Южно-Сахалинского городского суда 29 января 2014 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Из материалов дела усматривается, что 16 июля 2013 года на основании приказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 20 июня 2013 года N 910-пр "О внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя", Положения об Управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 17 ноября 2011 года N 573, приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12 ноября 2012 года N 569 "О проведении проверок", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 2, государственным инспектором Сахалинского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Я.Р.В. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем М.А.Т. в процессе осуществления деятельности в кафе " "данные изъяты"" обязательных требований в области ветеринарного законодательства.
В ходе проведения проверки выявлено, что М.А.Т. в нарушение пункта 1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не представлен договор и акты выполненных работ по биологическим отходам, за что он был привлечен к административной ответственности по статье 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона РФ "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года N 4979-1 под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пунктам 4, 11, 12 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 05 июня 2013 года N 476, федеральный государственный надзор осуществляют следующие органы государственного надзора:
а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы:
в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары);
в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления;
в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральный государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.
Предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора являются:
а) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм;
б) выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
в) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора.
В соответствии со статьями 3, 10, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из оснований для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организации такого контроля" нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются:
а) Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к пищевым продуктам, продовольственному сырью, а также к контактирующим с ними материалам и изделиям (требований к безопасности) в целях защиты жизни и здоровья человека, в том числе по вопросам:
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при их изготовлении, хранении, перевозке и реализации;
обеспечения безопасности для здоровья человека услуг, оказываемых в сфере общественного питания, включая соблюдение санитарных правил и норм при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, а также в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;
утилизации или уничтожения некачественных, опасных для человека пищевых продуктов;
организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений), связанных с употреблением населением пищевых продуктов;
соответствия упаковки, маркировки и информации о пищевых продуктах, реализуемых в розничной торговле, требованиям, установленным нормативными документами;
соблюдения правил продажи продовольственных товаров в части, касающейся обеспечения их качества и безопасности;
соблюдения гигиенических требований при использовании пестицидов и агрохимикатов при производстве продовольственного сырья.
б) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:
продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта;
условия утилизации некачественной, опасной для человека продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта (в том числе условия ее использования на корм животных), или уничтожения.
В соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
12 ноября 2012 года во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дворковича А.В. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору издан приказ N 569 о проведении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации мяса свинины и продуктов ее переработки, внеплановых проверок, направленных на недопущение распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.
На основании данного приказа 20 июня 2013 года Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области издан приказ N 910-пр о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя М.А.Т.
Поскольку из материалов проверки следует, что индивидуальный предприниматель М.А.Т. не занимался реализацией мяса свинины и продуктов ее переработки, а продавал готовые пищевые продукты - шашлык из свинины, шашлык из куриных крыльев, плов, которые не относятся к объектам ветеринарного надзора, судьи обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что проверка в отношении индивидуального предпринимателя проведена государственным инспектором Сахалинского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Я.Р.В. за пределами предоставленных ей полномочий.
Таким образом, действия Я.Р.В. правомерно квалифицированы по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание ей определено в пределах санкции указанной нормы и с учетом установленных по делу обстоятельств.
Учитывая, что по делу верно применены нормы материального права, и нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 27 городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 14 октября 2013 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 12 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного инспектора Сахалинского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Я.Р.В. оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Сахалинского областного суда Усольцева И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.