Апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 20 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Богомоловой Ю.А.,
судей Крылова Н.А., Неволиной Е.В.,
при секретаре К.В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.С.Г. об оспаривании решения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корсаковскому городскому округу об отмене регистрационных действий по замене номерных агрегатов на автомобиле
по апелляционной жалобе представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корсаковскому городскому округу Б.О.С. на решение Долинского городского суда от "дата", которым требования заявителя удовлетворены.
Изучив материалы, заслушав доклад судьи Богомоловой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"дата" Л.С.Г. обратился в Долинский городской суд с заявлением об оспаривании решения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корсаковскому городскому округу (далее - ГИБДД ОМВД по Корсаковскому городскому округу) об отмене регистрационных действий по замене номерных агрегатов на автомобиле.
В обоснование требований заявитель указал, что является собственником транспортного средства "данные изъяты", "данные изъяты" года выпуска, двигатель N, шасси N, с государственным регистрационным знаком "данные изъяты". Им было получено уведомление N*** от "дата" о том, что регистрационные действия от "дата" в отношении его автомобиля на основании проверки Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области аннулированы в связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года N870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", в соответствии с которым установленные на его автомобиле номерные агрегаты (двигатель, шасси и кабина), замена которых произведена "дата", были ввезены на территорию Российской Федерации на основании ГТД после "дата", при совершении регистрационных действий по замене номерных агрегатов были предоставлены номерные агрегаты с транспортного средства, за которое ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора. Считает, что у ГИБДД ОМВД по Корсаковскому городскому округу отсутствовали законные основания для отмены регистрационных действий по замене агрегатов на принадлежащем ему автомобиле, поскольку предметом обложения утилизационным сбором является само транспортное средство, а не отдельные его части, в связи с чем он не является плательщиком данного сбора. Обращает внимание, что отменой регистрационных действий нарушены его права, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, и созданы препятствия к использованию собственником транспортного средства по его прямому назначению.
В судебном заседании заявитель Л.С.Г. и его представитель Л.Д.А. заявленные требования поддержали.
Представители ГИБДД ОМВД по Корсаковскому городскому округу, ОМВД России по Корсаковскому району, УГИБДД УМВД России по Сахалинской области, УМВД России по Сахалинской области в судебное заседание не явились.
Решением Долинского городского суда от "дата" заявление Л.С.Г. удовлетворено и постановлено:
"Признать незаконным решение ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области об отмене произведенных "дата" регистрационных действий по замене номерных агрегатов (двигатель: N***, шасси: N***) на принадлежащем Л.С.Г., "дата" года рождения, автомобиле: "данные изъяты", "данные изъяты" года выпуска, государственный регистрационный знак: "данные изъяты".
Возложить на ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу Сахалинской области обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить отмененные регистрационные действия".
На указанное решение суда представителем ОМВД по Корсаковскому городскому округу Б.О.С. подана апелляционная жалоба, в обоснование которой считает, что при замене агрегатов, бывших в употреблении, собственник должен представить паспорт транспортного средства для подтверждения использования агрегата ранее и определения даты выдачи паспорта для решения вопроса о необходимости уплаты утилизационного сбора. Отмечает, что законодателем не предусмотрено условие о том, что паспорт транспортного средства должен быть выдан именно в Российской Федерации и не сделано исключений в отношении агрегатов, перемещенных через таможенную границу. Просит решение суда отменить, в удовлетворении требований Л.С.Г. отказать.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Л.С.Г., возразившего против ее удовлетворения, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области Л.А.А., поддержавшего жалобу, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, "дата" Л.С.Г. приобрел в собственность автомобиль "данные изъяты", "данные изъяты" года выпуска, шасси N***, двигатель N***, цвет кузова - белый.
"дата" ГИБДД ОМВД по Корсаковскому городскому округу проведена регистрация замены на указанном транспортном средстве перечисленных номерных агрегатов на номерные агрегаты шасси N***, двигатель N, и Л.С.Г. выдано свидетельство N*** о регистрации принадлежащего ему транспортного средства "данные изъяты" с государственным регистрационным знаком "данные изъяты".
"дата" ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу в адрес Л.С.Г. направлено уведомление об аннулировании произведенных "дата" регистрационных действий в отношении его транспортного средства и необходимости сдачи свидетельства о регистрации N***, поскольку при совершении регистрационных действий по замене номерных агрегатов, были представлены номерные агрегаты с транспортного средства, за которое ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Разделом I Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года N870, установлен порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, а также порядок исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств, или необходимо принятие организацией - изготовителем колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, или утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в случае, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до "дата"
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утилизационный сбор уплачивается только за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию (произведенные, изготовленные в Российской Федерации). Ввоз номерных агрегатов транспортных средств не порождает обязанности по его уплате, а запрет на изменение регистрационных данных действует только в отношении тех номерных агрегатов, которые использовались в комплекте колесных транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных, изготовленных в Российской Федерации, паспорта на которые выданы после "дата" и за которые не был уплачен утилизационный сбор.
Поскольку шасси N*** и двигатель N были ввезены на территорию Российской Федерации как отдельные запчасти по грузовым таможенным декларациям, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Л.С.Г. требования и признал незаконным решение ГИБДД ОМВД России по Корсаковскому городскому округу об отмене регистрационных действий.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к неверной оценке установленных по делу обстоятельств и отмену обжалуемого решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Долинского городского суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корсаковскому городскому округу Б.О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Богомолова Ю.А.
Судьи: Крылов Н.А.
Неволина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.