Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Мелехиной Т.И., Начарова Д.В.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Югорского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Советского района, третьи лица: администрация городского поселения Советский и территориальный отдел "Советское лесничество", о понуждении установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов, постановке их на кадастровый учет, регистрации права собственности, утверждении Лесохозяйственного регламента, организации муниципального лесного контроля и надзора в отношении городских лесов, осуществлении ведения государственного лесного реестра,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Советского района на решение Советского районного суда от 17 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Югорского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Советского района ХМАО - Югры о понуждении ответчика установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов, удовлетворить.
Возложить на администрацию Советского района ХМАО - Югры обязанности в срок до 01 марта 2015 года:
установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов;
поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса, площадью 4 673 гектара;
зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на земельные участки, занятые городскими лесами площадью 4 673 гектара;
разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов;
организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов;
осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий".
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителей ответчика администрации Советского района по доверенностям Сухицкого Ю.М. и Петрова Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Рейм Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Югорский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Советского района, 3 лицо- ТО "Советское лесничество", с иском о понуждении установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов. Просил суд, с учетом уточнения требований, возложить на администрацию Советского района ХМАО - Югры обязанности в срок до 01 марта 2015 года:
установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов;
поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса, площадью 4 673 гектара;
зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на земельные участки, занятые городскими лесами площадью 4 673 гектара;
разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов;
организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов;
осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что на территории городского поселения Советский имеются лесные участки, на которые не оформлено право муниципальной собственности городского поселения Советский, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет городской лес не поставлен, лесохозяйственный регламент органами местного самоуправления не разработан и не утвержден, ведение государственного лесного реестра не осуществляется. Поскольку государственная собственность на данные земельные (лесные) участки не разграничена, то распоряжение осуществляется муниципальным образованием Советский район.
Определением суда от 19.08.2013г. по ходатайству истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского поселения Советский.
Возражая против заявленных требований, представитель администрации Советского района Сухицкий Ю.М. пояснил, что в отношении земельных участков площадью 1144,86 га проведение лесоустройства невозможно по причине отсутствия на данных территориях лесных насаждений. Кроме того, прокурором не указано правовое основание возникновения права муниципальной собственности Советского района на городские леса. Полагал, что ни одним законом городские леса не отнесены к собственности муниципальных районов, на этом основании исполнение судебного акта будет невозможным.
В судебном заседании представитель истца помощник Югорского межрайонного прокурора Вдовин A.M. требования поддержал.
Представители ответчика администрации Советского района Сухицкий Ю.М. и Толмачева Н.Б. исковые требования не признали, указав на то, что перечисленные в иске кварталы из лесного фонда исключены и к категории городских лесов не отнесены. Из факта нахождения древесных насаждений на землях населенных пунктов не следует, что они являются городскими лесами, это не следует и из ст.8 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 20.03.2008 N 84, на который указано в иске, недействующий. Ссылку прокурора на Федеральные законы "О введении в действие Лесного кодекса РФ" и "О введении в действие Земельного кодекса РФ" полагали несостоятельной. Ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", полагали, что администрация Советского района границ не устанавливает, не ставит на учет и не регистрирует права. Пояснили, что ввиду отсутствия на территории Советского района лесничеств и лесопарков, разработка лесохозяйственного регламента невозможна. Кроме того, в их полномочия не входит ведение государственного лесного реестра.
Представитель третьего лица администрации городского поселения Советский - Берестов А.А., действующий на основании доверенности, возражений относительно заявленных требований не представил, полагаясь на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ТО "Советское лесничество" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Советский районный суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района Сухицкий Ю.М. с ним не согласился, просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать по доводам, приведенным в письменном отзыве и в судебном заседании, добавив, что исполнение судебного акта потребует значительных финансовых затрат, связанных с межеванием земельных (лесных) участков и постановкой их на государственный кадастровый учет. Ссылаясь на ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос об организации, охране, защите, использованию и воспроизводству лесов отнесен к вопросам поселений местного значения, полномочия по которым администрация г.п.Советский им не передавала. По его мнению, решением суда нивелирована обязательность законодательной нормы, которой установлены ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации. Полагает, что суд в своем решении, смешав понятия "муниципальный лесной контроль" и "использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов", пришел к ошибочному выводу о нахождении лесных участков в ведении Советского района.
В письменных пояснениях, представленных дополнительно в суд апелляционной инстанции, поддерживая доводы апелляционной жалобы, представители ответчика указали: Сухицкий Ю.М. - на дотационный характер бюджета района, судебную практику различных регионов, невозможность принятия городских лесов в муниципальную собственность, отсутствие полномочий осуществлять надзор за лесными угодьями; Петров Е.А., подтверждая невозможность передачи леса в муниципальную собственность, подчеркнул, что требования ст. 84 ЛК РФ относятся лишь к лесам, находящимся в муниципальной собственности.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, старший помощник Югорского межрайонного прокурора Вдовин A.M. полагает их необоснованными по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, которые надлежащим образомм, телеграммами, врученными 27.12.2013 г., уведомлены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просили, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации Советского района, возражений на неё, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на ответчика обязанности регистрации права собственности на земельные участки и организации надзора за городскими лесами, как принятого с нарушением материального права, по следующим основаниям.
Как указано в апелляционном определении суда Ханты- Мансийского автономного округа -Югры от 15 января 2013 года, земельные участки площадью 5 818 га находятся в ведении Советского района, в связи с чем на городское поселение Советский функции лесного контроля возложены быть не могут. В удовлетворении иска прокурора, аналогичного рассматриваемому, но заявленного к администрации г. п. Советский, было отказано. Администрация Советского района в ранее рассматриваемом деле участвовала в качестве третьего лица ( л.д.39-41).
Часть 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы и пояснений к ней ответчика, администрации Советского района, о том, что спорные участки 5 818 га, находятся в ведении муниципального образования г. п. Советский, а также ссылки на судебную практику, в том числе в других регионах, не могут быть приняты во внимание, и судебной коллегией не обсуждаются.
В тоже время доводы жалобы о невозможности принятия в муниципальную собственность городских лесов и отсутствии полномочий по осуществлению надзора за ними являются обоснованными, и должны быть приняты во внимание.
Согласно п. 29 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ( с последующими изменениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального лесного контроля, однако никаким нормативным актом осуществление функции "надзора" за лесными участками не предусмотрено. Следовательно, суд первой инстанции ошибочно согласился с позицией прокурора, изложенной в исковом заявлении, о необходимости возложения на ответчика обязанности по осуществлению надзора.
Прокурор, полагая, что указанные лесные участки ( 5 818 га, а по уточненным в судебном заседании данным- 4 673 га) являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, её субъектов и собственность муниципальных образований, поскольку в регистрирующий орган не представлялись правоустанавливающие документы на данные лесные участки, обратился в суд с настоящим иском.
Основания разграничения государственной собственности на земельные участки установлены ст. 3.1 Закона о введении Земельного кодекса РФ. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
В силу статей 92 и 93 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 1, п. 6 ст. 15, п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
В тоже время, отсутствуют основания для приобретения ответчиком права собственности на указанные выше лесные участки в настоящее время, поскольку действующим законодательством принудительная передача имущества в собственность муниципальных образований, не предусмотрена.
Однако орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них, то есть ответчик не лишен права в установленном порядке изменить объём возложенных на него обязанностей путем установления разделения полномочий, связанных с лесоустроительной деятельностью.
В силу ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Недостаточность собственных средств на конкретном этапе лесоустроительной деятельности основанием для освобождения обязанностей по таковой не является.
Таким образом, в остальной части решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда от 17 октября 2013 года в части возложения на администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности в срок до 01 марта 2015 года зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на земельные участки, занятые городскими лесами площадью 4 673 гектара, и организовать надзор в отношении городских лесов- отменить.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Югорского межрайонного прокурора о возложении на администрацию Советского района обязанности зарегистрировать право собственности на земельные участки, занятые городскими лесами площадью 4673 гектара и организовать надзор в отношении городских лесов- отказать.
В остальной части тоже решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Советского района - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Мелехина Т.И.
Начаров Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.