Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Ковешниковой Е.А.,
судей: Архиповой М.В., Малининой О.Н.,
при секретаре: Елагиной О.А.,
рассмотрела в судебном заседании 03 марта 2014г. апелляционную жалобу ОАО "Тамбовский коммунальные системы" на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 11 ноября 2013 г. по гражданскому делу по иску ОАО "Тамбовские коммунальные системы" к Управлению труда и занятости населения Тамбовской области о признании недействительным экспертного заключения N *** от 06 марта 2013года о государственной экспертизе условий труда в филиале ОАО "Тамбовские коммунальные системы" "Тамбовводоканал"
Заслушав доклад судьи Архиповой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось в суд с иском к Управлению труда и занятости населения Тамбовской области о признании недействительным экспертного заключения N *** от 06 марта 2013г. о государственной экспертизе условий труда в филиале ОАО "Тамбовские коммунальные системы" "Тамбовводоканал", указав, что в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов в период 2009-2011г.г. в филиале ОАО "ТКС" "Тамбовводоканал" силами специализированной организации ООО "Интегра" с участием ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" согласно требований ст. 216.1 ТК РФ была проведена аттестация 361 рабочего места по условиям труда с численностью занятых на них 861 работающего. Материалы аттестации были переданы в Управление труда и социального развития Тамбовской области, где успешно прошли государственную экспертизу.
В экспертном заключении N 1.3-09-16/32203 от 10.10.2011 г. (на 354 рабочих места, 824 работающих) главного специалиста-эксперта Управления труда и социального развития Баранова СМ. и в экспертном заключении N 1.2-09-16/917 от 02.02.2012 г. (7 рабочих мест, 37 работающих) главного специалиста-эксперта Управления труда и социального развития Кириллова С.Б. сделаны выводы о том, что материалы по аттестации оформлены в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утв. Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 г. N 569, период действия: с 01.09.2008 г. по 01.09.2011 г.
Однако, после обращения в феврале 2013 г. Тамбовской объединенной первичной профсоюзной организации ОАО "Тамбовские коммунальные системы" в Управление труда и занятости населения Тамбовской области (осуществляющее функции государственной экспертизы условий труда в настоящее время) с заявлением об оценке правильности проведения аттестации в части предоставления работникам компенсаций, главным специалистом-экспертом Управления труда и занятости населения Барановым СМ. было выдано новое экспертное заключение N 10-20/564 от 06.03.2013 г. с противоположными выводами. Согласно экспертному заключению N 10-20/564 от 06.03.2013г. материалы по аттестации 361 рабочего места с численностью занятых на них 861 работающего оформлены с нарушением Порядка N 569 и Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", в частности: необоснованно установлено право работников на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда, не установлены компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, повышения оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (в зависимости от отдельно взятых карт аттестации). Между тем, на момент составления экспертного заключения 06.03.2013 г. Порядок N 569 уже не действовал. Экспертное заключение N 10-20/564 от 06.03.2013 г. незаконно, так как нарушает права ОАО "Тамбовские коммунальные системы" как работодателя в трудовой сфере, создает препятствия к осуществлению его трудовых прав и свобод и незаконно возлагает обязанности. При проведении уполномоченным органом государственных экспертиз условий труда предметом рассмотрения в обоих случаях являлись одни и те же материалы аттестации рабочих мест до вынесения оспариваемого экспертного заключения, проверка правильности проведения аттестации по Филиалу ОАО "Тамбовские коммунальные системы" "Тамбовводоканал" была подтверждена другими заключениями, согласно которым нарушений трудовых пpaв и интересов работников выявлено не было.
Экспертные заключения N 1.3-09-16/32203 от 10.10.2011г., N 1.2-09-16/917 от 02.02.2012 г. не были отменены или оспорены в установленном порядке, в связи с чем, по мнению истца, их действие продолжается наряду с оспариваемым заключением.
Основываясь на экспертном заключении N 10-20/564 от 06.03.2013 г., Тамбовская объединенная первичная профсоюзная организация ОАО "Тамбовские коммунальные системы" направила в адрес работодателя требования о проведении внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда в связи с несоответствием проведенной аттестации государственным нормативным требованиям.
В целях выяснения о нарушении прав работодателя экспертным заключением N 10-20/564 от 06.03.2013г. и необходимости проведения внеплановой аттестации ОАО "Тамбовские коммунальные системы" направлен запрос N 01-05-1441 от 08.05.2013г. в главный координирующий и контролирующий орган -Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В письме N 15-1-1743-от 21.06.2013 г. Минтруда России указано, что внеплановая аттестация проводится в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте, а также по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации в связи с обращением профсоюза и отрицательном заключении N 10-20/564 от 06.03.2013 г. необходимо провести внеплановую аттестацию.
ОАО "Тамбовские коммунальные системы" является организацией коммунального комплекса и субъектом естественной монополии, цены на услуги которых регулируются государством. Предприятие не финансируется из бюджетов, дополнительных источников финансирования не имеет, все расходы планируются заранее, напрямую зависят от тарифа на коммунальные услуги и не могут превышать предусмотренного в нем размера. Так стоимость аттестации рабочих мест изначально была заложена в тариф на оказываемые коммунальные услуги, в настоящее время источника для повторного финансирования данных работ ОАО "Тамбовские коммунальные системы" не имеет. После проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест работников филиала ОАО "Тамбовские коммунальные системы "Тамбовводоканал", согласования ее результатов государственным органом и оплата значительных расходов на ее проведение, экспертное заключение N 10-20/564 от 06.03.2013г. создало работодателю причины для повторного проведения аттестации, в связи с чем, оспариваемое экспертное заключение N 10-20/564 от 06.03.2013г. существенно нарушает права ОАО "ТКС" и является незаконным.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 11.11.2013г. в удовлетворении исковых требований ОАО "Тамбовские коммунальные системы" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Тамбовские коммунальные системы" просит отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование доводов жалобы, указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывают, что согласно экспертному заключению Управления труда и занятости Тамбовской области N 10-20/564 от 06.03.2013 г. материалы по аттестации 361-го рабочего места филиала ОАО "Тамбовские коммунальные системы" "Тамбовводоканал" с численностью занятых на них 861-го работающего оформлены с нарушением Порядка N 569 и Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Однако, согласно ранее выданных экспертных заключений Управления труда и социального развития N 1.3-09-16/32203 от 10.10.2011 г. (на 354 рабочих места, 824 работающих) и N 1.2-09-16/917 от 02.02.2012 г. (7 рабочих мест, 37 работающих), информация о несоответствии материалов аттестации действующим нормативным правовым актам отсутствует, каких-либо нарушений трудовых прав и интересов работников не выявлено.
При рассмотрении вышеуказанных заключений судом не было принято во внимание, что правовая база на момент выдачи всех трех экспертных заключений была одинаковая, Постановление Правительства N 870 от 20.11.2008 г. "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", о нарушении которого указано в экспертном заключении N 10-20/564 от 06.03.2013 г., вступило в силу еще в декабре 2008 года, т.е. до выдачи положительных экспертных заключений). Экспертные заключения N 1.3-09-16/32203 от 10.10.2011 г., N 1.2-09-16/917 от 02.02.2012 г. не отменены и не оспорены в установленном порядке, следовательно, их действие продолжается наряду с оспариваемым заключением, а оспариваемое экспертное заключение N 10-20/564 от 06.03.2013 г. противоречит ранее выданным.
Не согласны с выводом суда о том, что результат экспертизы зависит от целей ее проведения, поскольку государственная экспертиза не должна разделяться на виды по целевому признаку. Считает, что экспертное заключение N 10-20/564 от 06.03.2013г., противоречит ранее выданным экспертным заключениям по одному и тому же материалу.
Необоснованны выводы суда о том, что экспертное заключение не содержит указаний о проведении внеплановой аттестации рабочих мест и не нарушает права истца. У ОАО "Тамбовские коммунальные системы" в настоящее время отсутствует финансовая возможность проведения внеплановой аттестации (или устранения недостатков аттестации, указанных в экспертном заключении), так как непредвиденные расходы не закладывались в тарифы на коммунальные услуги, а иного источника финансирования предприятие не имеет.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление труда и занятости населения Тамбовской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Считает ошибочными доводы жалобы о том, что государственная экспертиза условий труда не должна разделяться на виды по целевому признаку; что заключение управления труда и занятости населения N 10-20/564 от 06.03.2013г. является основанием для проведения внеплановой аттестации. Считает также безосновательными доводы жалобы о том, что согласование материалов аттестации рабочих мест по условиям труда для ОАО "ТКС" не имело никакого результата, а только повлекло для работников дополнительные расходы. Указывают, что в апелляционной жалобе отсутствует ссылка на конкретную норму действующего законодательства, нарушенную при проведении государственной экспертизы с целью оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании которой экспертное заключение управления труда и занятости населения от 06.03.2013г. подлежит отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанные представителем ОАО "ТКС" Светкиной Е.А., выслушав представителя ООО "Интегра"-Яковлева Б.А., выслушав представителя Управления труда и занятости населения Тамбовской области Артамонова А.В., считающего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании абз. 2 ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкций, хронологического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008г. N870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" и разъяснениями Минтруда РФ от 13.12.2012г., установлено, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда должны предоставляться все три вида компенсаций не ниже установленных в п.1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008г. N 870.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, экспертное заключение Управления труда и занятости населения Тамбовской области N10-20/564 от 06.03.2013г. выдано на основании государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности представления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с требованиями вышеуказанного постановления Правительства РФ. Экспертное заключение от 06.03.2013г. готовилось по материалам аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО "ТКС" в период с 2009г. по 2011г. Данное заключение не содержит указания о проведении внеплановой аттестации рабочих мест, а указывает на не предоставление в полном объеме компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Факт наличия вредных факторов на рабочих местах указанных в экспертном заключении от 06.03.2013г. истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания экспертного заключения Управления труда и занятости населения Тамбовской области N10-20/564 от 06.03.2013г. недействительным.
Решение суда принято законное и обоснованное, на основании полного и объективного исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого решения суда, не имеется.
Доводы жалобы о том, что результат экспертизы не зависит от целей ее проведения, поскольку государственная экспертиза не должна разделяться на виды по целевому признаку не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на законе и противоречат норме ст. 216.1 ТК РФ.
Ссылки истца в жалобе на отсутствие финансовой возможности проведения внеплановой аттестации рабочих мест в ОАО "ТКС" правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.
Иные приведенные доводы жалобы необоснованны, касаются обстоятельств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда.
Судебная коллегия находит решение суда законным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК ТФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 11 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО ""Тамбовский коммунальные системы" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.