Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.
судей Баранова В.В., Ледовских И.В.
при секретаре Замотаевой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 12 марта 2014 года дело по заявлению Ярыгина М.М. об оспаривании действий начальника отдела записи актов гражданского состояния администрации Бондарского района Тамбовской области Плешаковой В.П.,
по апелляционной жалобе Ярыгина М.М. на решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 28 ноября 2013 года,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
30 сентября 2013 года Ярыгин М.М., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК- *** Тамбовской области, направил в отдел ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области заявление, в котором просил предоставить справку, подтверждающую его родство с жителем села Пахотный угол Бондарского района Я.А.В. , *** года рождения, указав, что последний приходится ему двоюродным племенником. В заявлении сослался, что предоставление данных сведений необходимо для пересмотра уголовного дела в отношении него.
22 октября 2013 года руководителем органа ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области Плешаковой В.П. в адрес Ярыгина М.М. направлен ответ, в котором сообщалось, что справка о рождении Ярыгина А.В. направлена в отдел ЗАГС Рассказовского района Тамбовской области, куда заявителю необходимо обратиться за ее получением. Также в ответе должностным лицом приведены положения ст. 9 Федерального закона N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", которой поименованы лица, имеющие право на получение повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Не согласившись с данным ответом, Ярыгин М.М. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просил признать незаконными действия руководителя органа ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области Плешаковой В.П., ссылаясь на то, что должностным лицом ему предложено лично получить истребуемый документ в отделе ЗАГС Рассказовского района Тамбовской области, тогда как из заявления видно, что он отбывает наказание в виде лишения свободы и сделать этого не имеет возможности. Считает, что он указал все факты, подтверждающие его родство с Я.А.В. ., а также свидетелей, которые могут подтвердить данное обстоятельство.
Решением Бондарского районного суда Тамбовской области от 28 ноября 2013 года заявление Ярыгина М.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ярыгин М.М. просит данное судебное решение отменить и вынести новое решение о подтверждении того, что Я.А.В. доводится ему родственником. Доводы апелляционной жалобы относительно обстоятельств дела аналогичны основаниям, указанным в заявлении, поданном в суд первой инстанции. Автор жалобы считает решение суда незаконным и необоснованным, полагая, что судом не принято во внимание, что он не просил отдел ЗАГС Бондарского района Тамбовской области выдать ему повторно свидетельство о рождении Ярыгина А.В., а просил выдать справку, подтверждающую родственные отношения с последним. Кроме того, он не просил о направлении свидетельства о рождении Я.А.В. в отдел ЗАГС Рассказовского района Тамбовской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав начальника отдела ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области Плешакову В.П., суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что Ярыгин М.М. обратился в отдел ЗАГС Бондарского района Тамбовской области с заявлением о предоставлении справки, подтверждающей его родство с жителем села Пахотный угол Бондарского района Я.А.В. , указав, что последний приходится ему двоюродным племенником.
На данное обращение руководителем органа ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области Плешаковой В.П. 22 октября 2013 года в адрес Ярыгина М.М. был направлен ответ с приведением положений ст. 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в которой поименованы лица, имеющие право на получение повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния и положения Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состоянии на территории РФ, утв. Приказом Минюста России от 29 ноября 2011 года N 412, которым поименованы документы, необходимые для получения повторного свидетельства (справки). Так же заявителю сообщено о направлении справки о рождении Я.А.В. в отдел ЗАГС Рассказовского района Тамбовской области, куда заявителю необходимо обратиться за ее получением.
Данные действия были оспорены Ярыгиным М.М. в суд, которые, по мнению заявителя, не соответствуют закону и нарушают его конституционные права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 9 и 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и статьи 333.39 Налогового кодекса РФ, пришел к выводу, что оспариваемый Ярыгиным М.М. ответ начальника органа ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области Плешаковой В.П. принят в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий должностного лица и права Ярыгина М.М. не нарушает.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Статьей 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрены основания выдачи органом ЗАГС повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Так, согласно п. 1 ст. 9 названного Федерального закона в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния. В случае, если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния. В силу ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается: лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния; родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло; родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка); опекунам лиц, признанных недееспособными; иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что в случае, если запрос в письменной форме направляется в орган записи актов гражданского состояния посредством почтовой связи, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, направляется в орган записи актов гражданского состояния по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос, с уведомлением такого лица о пересылке соответствующего документа. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается заявителю органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос.
Таким образом, законом не предусмотрена обязанность должностного лица по письменному обращению гражданина без предоставления необходимых документов, подтверждающих право на получение, в том числе и иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие какого-либо факта государственной регистрации акта гражданского состояния в отношении иного лица, направить данный документ заявителю.
Кроме того, принимая решение о предоставлении информации о наличие факта государственной регистрации акта гражданского состояния в отношении иного лица (не заявителя) должностное лицом обязано руководствоваться положениями действующего законодательства как международного, так и федерального.
Так, необходимо учитывать, что в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 года, в ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации содержится прямой запрет на сбор любой информации о частной или семейной жизни лица без его согласия, независимо от ее характера.
Статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (ч. 1 и 2 ст. 9 указанного Закона).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
Указанные положения закона направлены на соблюдение прав человека и гражданина, их защиту от нарушений вследствие недобросовестного использования сведений, имеющих конфиденциальный характер.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Ярыгина М.М., пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемых действий начальника органа ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области Плешаковой В.П. требованиям закона, которая действовала в пределах предоставленных ей полномочий, не нарушая при этом права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что действия должностного лица Плешаковой В.П. по направлению справки о рождении Я.А.В. в отдел ЗАГС администрации Рассказовского района Тамбовской области являются неправомерными, судебная коллегия находит безосновательными, поскольку должностное лицо действовало в соответствии с положениями ч. 4 ст. 9 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Поскольку из материалов дела следует, что заявитель Ярыгин М.М. на момент направления 30 сентября 2013 года заявления в отдел ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области отбывал наказание в ФКУ ИК- *** п. Зеленый Рассказовского района Тамбовской области, то справка о рождении Я.А.В. была правомерно направлена в отдел ЗАГС по месту пребывания заявителя.
Кроме того, судебная коллегия не усматривает нарушений прав и законных интересов Ярыгина М.М. в результате оспариваемых им действий начальника органа ЗАГС администрации Бондарского района Тамбовской области Плешаковой В.П., поскольку органы ЗАГС в своей деятельности обязаны руководствоваться исключительно нормами действующего законодательства, а кроме того, органы ЗАГС не наделены правом (полномочием) выдавать справки о наличии родственных отношений между гражданами, допрашивать свидетелей, как того требует заявитель Ярыгин М.М.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств и на существо обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, поскольку всем юридически значимым обстоятельствам дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке правильных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярыгина М.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.