Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
С участием прокурора: Кочетыговой И.С.
При секретаре: Чильманкиной А.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова, ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы" о признании бездействия незаконным, обязывании зарегистрировать право собственности, обязывании организовать проведение работ по ремонту линии электропередач,
по апелляционной жалобе администрации г.Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г.Тамбова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова, указав, что прокуратурой Советского района г. Тамбова проведена проверка по обращению Гридчиной С.Н. проживающей по адресу: ***, по вопросу ремонта линии электроснабжения дома.
В ходе проверки было установлено, что согласно постановлению администрации г. Тамбова от 20.07.2012 года *** в состав муниципальной собственности г. Тамбова включена линия электропередач от трансформаторной подстанции *** до многоквартирного дома *** лит. I, расположенная по адресу: ***, протяженностью ***, 1990 года постройки.
При проверке выявлено, что с момента включения в состав муниципальной собственности вышеуказанного объекта инженерной инфраструктуры и до настоящего времени администрацией г. Тамбова действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на данное имущество не произведены.
Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на линию электропередач создает неопределенность в вопросе обслуживания вышеуказанной линии, является препятствием для необходимой регистрации долгосрочного договора аренды со специализированной организацией.
Кроме того, в рамках прокурорской проверки совместно с представителем Верхне-Донского Управления Ростехнадзора по Тамбовской области было обследовано техническое состояние вышеуказанной линии электропередач, по результатам обследования выявлен ряд нарушений Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года N 6.
Проверка показала, что линия электропередач находится в крайне неудовлетворительном состоянии, что исключает ее безопасную эксплуатацию. Указанное состояние линии электропередач непосредственным образом создает угрозу возникновения аварийной ситуации, угрожает жизни и здоровью людей.
Выяснено, что вопрос о включении указанной линии электропередач в состав муниципального имущества и приведении ее в надлежащее техническое состояние рассматривается в администрации г. Тамбова с 2011 года. Однако конкретные меры к обеспечению безопасной эксплуатации линии электропередач до настоящего времени приняты не были.
Указанное свидетельствует об игнорировании администрацией г.Тамбова законодательства, не решении вопросов местного значения по организации безопасного электроснабжения населения и не реализации предусмотренных законом полномочий.
Бездействием администрации г. Тамбова ущемляются права жителей дома ***, а также создается угроза причинения вреда жизни и здоровью лиц, проходящих возле вышеуказанной линии электропередач.
После уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации г. Тамбова, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на линию электропередач от трансформаторной подстанции *** до многоквартирного дома ***, лит. I, расположенную по адресу: ***, протяженностью ***, 1990 года постройки, а также в непринятии мер по приведению данной линии электропередач в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее ее безопасную эксплуатацию.
Обязать администрацию г. Тамбова зарегистрировать в установленном законном порядке право муниципальной собственности на линию электропередач от трансформаторной подстанции *** до многоквартирного дома ***, лит. I, расположенную по адресу: ***, протяженностью ***, 1990 года постройки.
Обязать администрацию г. Тамбова организовать проведение неотложных работ по приведению линии электропередач от трансформаторной подстанции *** до многоквартирного дома ***, лит. I, расположенную по адресу: ***, протяженностью ***, 1990 года постройки, в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее ее безопасную эксплуатацию силами подрядных организаций в соответствии с имеющимися договорными отношениями.
В ходе рассмотрения деля к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОАО "ТОСК"), ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (ОАО "ТКС").
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 декабря 2013 года исковые требования прокурора Советского района г.Тамбова к администрации г.Тамбова удовлетворены.
В удовлетворении иска к ОАО "ТОСК" и ОАО "ТКС" отказано.
В апелляционной жалобе администрация г.Тамбова просит данное решение отменить.
Указывает, что в результате работы, проводимой комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова была заказана и проведена техническая инвентаризация на объект - воздушная линия электроснабжения от *** до многоквартирного дома ***, лит.1.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова обратилось в *** с просьбой о проведении экспертного исследования и возможности выдачи заключения об отнесении сетей электроснабжения к объектам движимого, либо недвижимого имущества.
Целью исследования является выявление технических оснований для отнесения сетей электроснабжения к объектам недвижимого имущества или движимого имущества.
В соответствии с экспертным заключением *** от 20.05.2012 года, проведенным по заказу комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова, сети электроснабжения объектом недвижимости не являются.
Судом не дана оценка экспертному заключению и проигнорированы выводы, содержащиеся в нем.
Так в заключении указано, что сети электроснабжения физически непосредственно связаны с землей, но отсутствует необходимость сооружения фундамента. Это обусловлено тем, что согласно Постановлению Правительства от 11.08.2003 года N 486 "Об утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети" минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне земли.
Сети электроснабжения не имеют в своей конструкции специально взведенных фундаментов, служащих основой для данного вида сооружений. Таким образом, нарушено условие одновременности выполнения критериев - неразрывность юридической и физической связи с землей. По мнению администрации г.Тамбова только при наличии этих двух критериев можно было бы говорить о наличии необходимого и достаточного условия, при котором Сети электроснабжения могли бы быть отнесены к недвижимому имуществу.
Согласно постановлению администрации г. Тамбова от 20.07.2012 года *** "О включении в реестр муниципального имущества и состав муниципальной казны города Тамбова объектов инженерной инфраструктуры" в состав имущества муниципальной казны включена воздушная линия электроснабжения от *** до многоквартирного дома ***.
Таким образом, администрация г. Тамбова в пятидневный срок с момента принятия в муниципальную собственность объектов, в пределах своих полномочий выполнила комплекс мер, направленных на организацию в границах городского округа электроснабжения, а именно с ОАО "ТКС" был заключен договор аренды от 25.07.2012 года ***, по условиям которого ОАО "ТКС" обязуется содержать объект в технически исправном состоянии, осуществлять за свой счет обслуживание объекта, не производить капитальный ремонт без письменного согласия арендодателя (п.п. 3.2.2, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.7).
В данном случае администрацией г.Тамбова был заключен договор на содержание имущества.
Однако ОАО "ТКС" отрицает заключение и существование данного договора.
В данный момент администрацией г.Тамбова проводится работа по подготовке искового заявления к ОАО "ТКС" в Арбитражный суд Тамбовской области о признании договора заключенным.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Советского района г.Тамбова просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г. Тамбова, ОАО "ТКС", прокурора, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела постановлением администрации г. Тамбова от 20.07.2012 г. *** линия электропередач от трансформаторной подстанции *** до многоквартирного дома ***, лит. I, расположенную по адресу: ***, протяженностью ***, 1990 года постройки, включена в состав муниципальной собственности городского округа г. Тамбов.
Указанным постановлением (п.2.2) на комитет по управлению имуществом возложена обязанность зарегистрировать право собственности городского округа г. Тамбов на в том числе и на указанное имущество.
Удовлетворяя требования прокурора суд со ссылкой на п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п.4 ч.1 ст.6, п.10 ч.1 ст. 36 Устава города Тамбова, принятого решением городской Думы от 04.05.2005 года N 704, пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация г. Тамбова в рамках своих полномочий обязана организовать электроснабжение населения дома ***.
Между тем, в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Тамбова проверки выявлено, что с момента включения в состав муниципальной собственности вышеуказанного объекта инженерной инфраструктуры и до настоящего времени администрацией г. Тамбова действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на данное имущество не произведены.
Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что линия электропередач находится в крайне неудовлетворительном состоянии, что исключает ее безопасную эксплуатацию и создает угрозу возникновения аварийной ситуации, угрожает жизни и здоровью людей.
Исследовав приведенные обстоятельства, оценив их в соответствии с приведенными нормами права суд первой инстанции сделал верный вывод о признании незаконным бездействие Администрации г. Тамбова, выразившиеся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на линию электропередач от трансформаторной подстанции *** до многоквартирного дома ***, лит. I, расположенную по адресу: ***, протяженностью ***, 1990 года постройки,.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на заключение *** от 20.05.2012 г. о том, что линия электропередач не подлежит государственной регистрации в силу того, что не является недвижимым имуществом несостоятельны.
Статья 133.1 новой редакции Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с *** предусматривает новую категорию объектов права собственности.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Таким образом, новация законодателя прежде всего определила правовой статус различных линейных и иных объектов, в частности линии электропередачи, право собственности на которую в силу ч.1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Доводы апелляционной жалобы о заключении договора аренды линии электропередач от 2012 г. с ОАО "ТКС" не состоятельны, опровергаются приведенными в решении суда выводами об отсутствии доказательств заключения указанного договора, копия которого представлена в материалы дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации г. Тамбова не отрицал, что договор аренды с ОАО "ТКС" не заключен, решение вопроса о его подписании разрешатся в настоящий период.
Отсутствие договорных отношений по содержанию объектов инженерной инфраструктуры г. Тамбова, а именно линии электропередач, находящейся в неудовлетворительном техническом состоянии, обоснованно признано проявлением незаконного бездействия со стороны ответчика, в то время как решение вопроса об организации в границах поселения электроснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа - г. Тамбов.
Не согласиться с выводами суда оснований у судебной коллегии не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат указаний на обстоятельства, которые бы существенно влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.