Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Савельевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Пастуховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью " Х" на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Новочебоксарск к Обществу с ограниченной ответственностью " Х" об ограничении доступа к экстремистскому материалу,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новочебоксарск с учетом последующего уточнения обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью " Х" (далее - ООО " Х") об ограничении доступа к экстремистскому материалу - видеофайлу формата mp4 " ХХХ", признанному таковым решением Ленинградского районного суда г. Калининград от 12 апреля 2012 года.
Исковые требования мотивированы тем, что 12 августа 2013 года в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства, направленного на противодействие экстремизму, при оказании услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет" через Интернет-провайдера ООО " Х" было выявлено, что через этого Интернет-провайдера на определенных сайтах возможен просмотр вышеуказанного экстремистского материала. В целях недопущения зарождения, распространения и развития экстремизма, в том числе в молодежной среде, прокурором заявлено требование об обязании ООО " Х" ограничить доступ к таким Интернет-сайтам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанных сайтов.
В последующем прокурор уточнил, что просмотр возможен лишь на сайте "данные изъяты", в отношении которого и поддержал исковые требования.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2013 года исковые требования прокурора г. Новочебоксарск удовлетворены: на ООО " Х" возложена обязанность ограничить доступ к интернет-сайту "данные изъяты" путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов данного сайта; в доход местного бюджета с ООО " Х" взыскана государственная пошлина в размере /../ руб.
Указанное решение обжаловано в апелляционном порядке ООО " Х" на предмет его отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что действующим законодательством в сфере связи и информации установлен порядок ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой запрещено, который предусматривает в качестве основания для ограничения доступа к сайту в сети Интернет включение в Единый реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать такой сайт в сети. Однако ни на момент предъявления иска, ни на момент вынесения решения сетевые адреса сайтов, на которых размещены экстремистские материалы, указанные прокурором, не внесены в Единый реестр. Существенный для разрешения дела вопрос о том, обращался ли прокурор к лицу, уполномоченному на формирование и ведение Единого реестра, по поводу включения признанных экстремистскими материалов в реестр, судом не выяснялся. Кроме того, судом не учтено, что Яндекс Видео, как другие сервисы Яндекса, связанные с размещением пользователями контента (содержимого), является сервисом виртуального хостинга, при котором множество Интернет страниц, созданных различными пользователями, расположено на одном или нескольких веб-серверах, принадлежащих Яндексу и идентифицируемых в компьютерной сети по IP-адресу, в связи с чем каждая из Интернет- страниц, размещенных на веб-серверах Яндекса, имеет один и тот же IP-адрес веб-сервера Яндекса, где она расположена, и в случае реального исполнения обжалуемого решения и установления ограничения доступа к адресу "данные изъяты" путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса, все ресурсы, расположенные на веб-серверах с таким IP-адресом, будут недоступны пользователям сети Интернет, использующим услуги ответчика, что может привести к нарушению прав граждан на свободный поиск и распространение информации, гарантированных каждому российским и международным законодательством, а также к нарушению прав Яндекса и ООО " Х" на осуществление законной хозяйственной деятельности. Кроме того, ответчик не согласен с решением суда в части взыскания с него государственной пошлины в размере /../ руб., полагая, что такое решение противоречит основным началам законодательства РФ о налогах и сборах. Судом не учтено, что в данном случае прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку в случае включения экстремистского материала в Единый реестр в установленном порядке ограничение доступа к нему в сети Интернет было бы произведено в течение нескольких дней во внесудебном порядке.
В судебном заседании представитель ООО " Х" Журавлева В.М. апелляционную жалобу поддержала.
Прокурор Овчиникова Н.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики - Чувашии, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в адресованном суду факсимильном сообщении просил о рассмотрении дела без его участия. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом апелляционной проверки по доводам апелляционной жалобы является обоснованность наложения на ООО " Х", являющееся оператором связи и оказывающее телематические услуги по передаче данных и обеспечению доступа пользователей Интернет-ресурсов к сайтам в сети Интернет, обязанности ограничить доступ к интернет-сайту "данные изъяты" путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов данного сайта.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции посчитал установленным, что в ходе проведенной прокуратурой г. Новочебоксарск проверки было выявлено, что через Интернет-провайдера ООО " Х" на интернет-сайте "данные изъяты" возможен просмотр видеофайла формата mp4 " ХХХ", признанного экстремистским материалом решением Ленинградского районного суда г. Калининград от 12 апреля 2012 года.
Полагая, что, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, Интернет-провайдер, каковым является ООО " Х", фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц и должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к интернет-сайту, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Вместе с тем, принимая такое решение, суд не учел следующее.
В силу ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее Федеральный закон N 114-ФЗ) запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Федеральный закон N 114-ФЗ устанавливает порядок признания материала экстремистским, при этом в целях принятия мер по ограничению экстремисткой деятельности, совершаемой с использованием средств связи, он отсылает к Федеральному закону N 126-ФЗ "О связи", который регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (ст.3).
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Порядок ограничения доступа к информации предусмотрен п. 5 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ, который возлагает на оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязанность осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии с пунктами 1 и 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статья 15.1 ФЗ N 149 предусматривает, что целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, являются, в том числе, вступившее в законную силу решения судов о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации, регламентирован Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101, и Временным порядком взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядком получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденным Роскомнадзором 25 октября 2012 года.
В соответствии с п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101 перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в п. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, соответственно, на ответчика может быть возложена обязанность по ограничению доступа к информации, размещенной в сети "Интернет", лишь в указанном выше порядке, то есть 1) при внесении в Реестр доменного имени и (или) указателя страниц сайтов в сети "Интернет", содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет" информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и 2) при неисполнении им обязанности по ограничению доступа к данной информации в течение суток с момента внесения указанных сведений в Реестр.
Указанная правовая позиция изложена и в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии, адресованном прокурору г. Новочебоксарск (л.д.68), представитель которого в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указывал на ненадлежащий способ защиты, избранный прокурором.
Прокурором в суд были представлены копия решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 12 апреля 2012 года о признании экстремистским материалом видеофайла формата mp4 " ХХХ", размещенного в сети Интернет на электронной странице "данные изъяты", а также сведений о внесении данного видеоролика в Федеральный список экстремистских материалов, формируемый Министерством юстиции Российской Федерации на основании ст. 13 Федерального закона N 114-ФЗ.
Какие-либо доказательства внесения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ведение которого предусмотрено Федеральным законом N 149-ФЗ, видеофайла " ХХХ", размещенного на странице "данные изъяты", а также доказательства неисполнение ООО " Х" обязанности по ограничению доступа к указанной странице в течение суток со дня внесения данных сведений, прокурором суду не представлено.
По утверждению ООО " Х", видеофайл, размещенный на указанной странице, не был внесен в Реестр ни на момент обращения прокурора в суд, ни на момент вынесения решения суда. Факт внесения спорного видеоролика в реестр не установлен и судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у Интернет-провайдера ООО " Х" не возникла обязанность по ограничению доступа к вышеуказанному сайту.
Кроме того, судебная коллегия отмечает следующее.
В ходе судебного заседания представитель ответчика указывал на то, что ответчик не может ни подтвердить, ни опровергнуть факт нахождения по указанному прокурором адресу видеоролика, признанного экстремистским решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 12 апреля 2012 года, поскольку в решении суда указан иной адрес расположения видеоролика, признанного экстремистским материалом, а ответчик не имеет возможности произвести сравнение этих материалов.
В деле имеется ответ Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии (л.д.68), из которого следует, что на странице "данные изъяты" по состоянию на 4 октября 2013 года размещено видео под названием " ххх", то есть иного видеоролика.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что на странице, указанной прокурором, находится тот же материал, что ранее был признан экстремистским, лишь по наименованию видеоролика и на основании утверждения об этом представителя прокуратуры. Иные доказательства идентичности этих видеороликов, отвечающие требованиям допустимости, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит недоказанными обстоятельства, которые суд первой инстанции посчитал установленными.
Судом при принятии решения не принято во внимание и Разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 ноября 2012 года "По вопросу о включении в реестр запрещенной информации ссылок на результаты поисковых запросов в поисковых системах", согласно которому ведение ограничений на адреса поисковых сервисов, включая услуги поиска информации, размещенной в сети Интернет (Поиск Google, поиск Яндекс, поиск Bing и др.) по видео (Яндекс.Видео) приведет к ограничению доступа к поисковым сервисам, а не к ресурсам, содержащим запрещенную информацию".
Исходя из изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2013 года отменить и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Новочебоксарск к ООО " Х" о возложении обязанности ограничить доступ к интернет-сайту "данные изъяты" путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов данного сайта отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.