Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Глушенко Н.О., Стыцюн С.А.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2013 года по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 года N ( ... ).
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявление предъявлено по тем основаниям, что садоводческим некоммерческим товариществом "Мечта" за счет собственных средств были оплачены землеустроительный проект предварительного согласования земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" в районе поселка ( ... ) в кадастровом квартале ( ... ) для проведения процедуры выбора земельного участка, предусмотренной ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также оплачены установление границ и государственный кадастровый учет земельных участков, которым были присвоены следующие кадастровые номера ( ... ), ( ... ). 16 февраля 2012 года после государственного кадастрового учета земельных участков товарищество обратилось в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением вх.N ( ... ) в котором просило администрацию подготовить ходатайство в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о переводе земельных участков из состава категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения". 17 мая 2012года администрация письмом N ( ... ) сообщила, что на основании заявления товарищества было направлено ходатайство в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд от 15 мая 2012 года N ( ... ). 14 июня 2013 года письмом N ( ... ), полученным заявителем 18 июня 2013 года, администрация сообщила о том, что Правительством Республики Карелия принято распоряжение от 15.05.2013 года N ( ... ) об отказе в переводе земельных участков из состава категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения". К указанному письму прилагалась копия распоряжения. Распоряжение мотивировано частью 4 статьи 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает распоряжение Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 года N ( ... ) об отказе в переводе земельных участков из состава земель "земли запаса" в "земли сельскохозяйственного назначения" незаконным, противоречащим ст.4 Федерального закона от 21.12.2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую", части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, создающим препятствие заявителю к оформлению прав на земельные участки. Указали, что с заявлениями о переводе земель из одной категории в другую ни товарищество, ни администрация в уполномоченные органы не обращались, в таком переводе не заинтересованы. Заявитель обратился в администрацию с заявлением о переводе именно земельных участков (а не земель), о чем орган местного самоуправления ходатайствовал перед Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд. Таким образом, ч.4 ст. 9 ГрК РФ, не может применяться к спорным правоотношениям, поскольку такие правоотношения не входят в предмет ее правового регулирования, а, следовательно, не может быть положена в основу правового обоснования акта об отказе в переводе земельных участков из состава одной категории в другую. Принятие уполномоченным органом акта о переводе земель или земельных участков либо акта об отказе в переводе земель или земельных участков на территории Республики Карелия не может превышать трех месяцев со дня поступления соответствующего ходатайства. С заявлением о переводе земельных участков заявитель обратился в администрацию 16.02.2012г., администрация обратилась с ходатайствами о переводе земельных участков в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд 15.05.2012г. При таких условиях, Правительство Республики Карелия должно было принять акты о переводе земельных участков заявителей либо акты об отказе в переводе земельных участков заявителей не позднее 15.08.2012г ... Однако Правительство Республики Карелия приняло оспариваемое распоряжение только 15.05.2013г., то есть фактически через девять месяцев после установленного действующим законодательством срока. При таких условиях, ни на момент обращения заявителя в администрацию с заявлением о переводе земельных участков, ни на момент обращения администрации в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд с ходатайством о переводе земельных участков заявителя, ни на законодательно установленный момент, когда должен был быть принят акт о переводе земельных участков заявителя либо акт об отказе в переводе земельных участков заявителя, часть 4 статьи 9 ГрК РФ не действовала. Заявитель полагает, что несоблюдение сроков принятия оспариваемого акта Правительством Республики Карелия является существенным, поскольку повлекло применение уполномоченным органом к спорным правоотношениям нормы права, которая не регулировала такие правоотношения на момент их возникновения. Как следует из содержания землеустроительного проекта предварительного согласования земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" в районе поселка ( ... ) в кадастровом квартале ( ... ) в составе которого содержится акт выбора и обследования земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" в районе поселка ( ... ) от 20.05.2009г., земельные участки предполагаются к использованию для размещения садоводческого некоммерческого товарищества. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Актом выбора и обследования земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" в районе поселка ( ... ) от 20.05.2009г., подтверждается, что от уполномоченных органов и организаций получены все необходимые согласования, а, следовательно, спорные земельные участки возможно использовать для заявленных целей - для размещения садоводческого некоммерческого товарищества. Таким образом, препятствий к принятию Правительством Республики Карелия актов о переводе земельных участков из состава категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" в отношении спорных земельных участков не имеется, в оспариваемом распоряжении не приводится. Заявитель полагает, что способом устранения препятствий к реализации товариществом права на получение земельных участков в аренду является возложение на Правительство Республики Карелия обязанности по принятию актов о переводе спорных земельных участков из состава категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения". На основании изложенного, в соответствии со ст. 103 ЗК РФ, ст.ст. 3, 13 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст.ст.254-258 ГПК РФ, садоводческое некоммерческое товарищество "Мечта" просило признать незаконным распоряжение Правительства Республики Карелия от 15.05.2013г. N ( ... ); возложить на Правительство Республики Карелия обязанность принять акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, ( ... ) кв.м, ( ... ) кв.м местоположение: ( ... ) из состава категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С решением суда не согласно СНТ "Мечта", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Не согласны с выводом суда о том, что к спорным правоотношениям применимы положения п. 4 ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ. Настаивают на своих доводах о том, что термин земля и земельный участок разные понятия, и вышеназванные положения Градостроительного кодекса РФ не регулируют перевод земельных участков из одной категории в другую. Также не согласны с выводом суда о том, что нарушение сроков рассмотрения ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую не является основанием для признания распоряжения незаконным.
В суде апелляционной инстанции представитель СНТ "Мечта" по доверенности Перерва И.Н. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Правительства Республики Карелия по доверенности Ратчина М.И. возражала по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в суд апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Порядок перевода земель из одной категории в другую урегулирован положениями ст. 8 Земельного кодекса РФ и специальным Федеральным законом от 21.12.2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Основания для отказа в переводе земельного участка указаны в ст. 4 Закона о переводе, в том числе в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Согласно части 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Из материалов дела следует, что на основании заявления председателя СНТ "Мечта" от 04.03.2009г. (входящий номер ( ... )) администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия обеспечен выбор земельных участков в ( ... ), кадастровый квартал ( ... ), площадью по ( ... ) га, из состава земель запаса, для размещения садоводческого некоммерческого товарищества. Постановлениями администрации Прионежского муниципального района РК от 19.04.2011г. N ( ... ) утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельных участков в районе ( ... ), утвержден акт о выборе указанных земельных участков от 20.05.2009г. и предварительно согласовано место размещения садоводческого некоммерческого товарищества. Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 18.10.2011г. N ( ... ) принято решение об образовании земельных участков. Кадастровым инженером на основании заявления председателя товарищества выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельных участков, подготовлены межевые планы. Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Карелия 06.02.2012г. осуществлен кадастровый учет земельных участков, которым присвоены кадастровые номера ( ... ), сведения об участках внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании заявления председателя СНТ "Мечта" администрация Прионежского муниципального района РК 11.09.2012г. обратилась с ходатайствами в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещением заказов для государственных нужд о переводе земельных участков с кадастровыми номерами ( ... ) из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения для размещения СНТ.
Правительством Республики Карелия было принято решения об отказе в переводе земельных участков на основании части 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием генерального плана Ладвинского сельского поселения.
Суд тщательно проверил правомерность отказа в переводе испрашиваемых земельных участков из одной категории в другую и пришел к обоснованному выводу о правомерности такого отказа, поскольку на момент принятия оспариваемого решения Правительства Республики Карелия отсутствовали документы, предусмотренные частью 4 ст. 9 ГрК РФ - генеральный план Ладвинского сельского поселения. Нарушение сроков рассмотрения ходатайства не является основанием для отмены решения суда, поскольку оно рассматривались уполномоченным органом в порядке, определенном Регламентом Правительства Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2010 года N ( ... )
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в решении суда, правильно признаны необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.