Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Богданова М.А. на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 21 октября 2013 года, по которому постановлено исковые требования Богданова Михаила Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл включить в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы Богданова М.А. в Советской Армии с "дата" по "дата" в календарном исчислении. В остальной части иска отказать. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл в пользу Богданова М.А. в счет возмещения судебных расходов возврат госпошлины 100 (сто) рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богданов М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе), в котором просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на указанную пенсию, период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с "дата" по "дата" в льготном исчислении (один день службы за два дня работы), период работы в качестве директора и учителя Усолинской основной общеобразовательной школы Параньгинского района с "дата" по "дата", и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе, то есть с 15 марта 2013 года. В обоснование иска указал, что ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе решением "номер" от 20 марта 2013 года отказало ему в назначении требуемой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей - 25 лет, и из его специального стажа исключены вышеуказанные периоды. Полагает, что данное решение пенсионного органа не основано на законе, нарушает его право на пенсионное обеспечение. При включении спорных периодов в специальный стаж им на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии выработан 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в силу подпункта 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Богданов М.А. оспаривает постановленное решение, указывая на необходимость удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. В жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе приводит доводы в поддержку принятого решения, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения Богданова М.А. и его представителя Ванюшиной М.А., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе Черкасовой Л.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска Богданова М.А. к ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы истца в качестве учителя Усолинской основной общеобразовательной школы Параньгинского района с "дата" по "дата" в связи с неправильным применением норм материального права, а в остальной части - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Поэтому суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования по существу, сделал правильный вывод о возможности применения к спорным правоотношениям законодательства, действовавшего на момент службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, а именно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из дела видно, что в период с "дата" по "дата" Богданов М.А. проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву. Принимая во внимание, что на момент обращения Богданова М.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанный период его службы в составе Вооруженных Сил СССР в календарном исчислении.
Довод жалобы о необходимости включения названного спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж истца в льготном исчислении на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 годаN 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" являлся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и он обоснованно, по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом решении, отклонен как основанный на неверном понимании норм материального права. С выводами суда первой инстанции в данной части судебная коллегия соглашается.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы истца в качестве учителя Усолинской основной общеобразовательной школы Параньгинского района с "дата" по "дата" является ошибочным.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" "номер" утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что согласно подпункту "а" п. 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), которая истцом в спорный период не выполнялась. Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с п. 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Одним из таких случаев в соответствии с п. 6 Правил является работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), которая включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Из дела видно, что Богданов М.А. в спорный период с "дата" по "дата" занимал должность директора Усолинской основной общеобразовательной школы Параньгинского района с выполнением преподавательской нагрузки учителя химии в объеме 4 часа в неделю.
Поскольку работа в должности учителя осуществлялась истцом Богдановым М.А. в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, то в силу п. 6 Правил данная работа подлежит включению в специальный стаж истца независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Судебная коллегия отмечает, что для оценки пенсионных прав истца правовое значение имело лишь установление факта выполнения им обязанностей учителя в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, поскольку Правила не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной трудовой пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком.
При таких обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности включить специальный трудовой стаж Богданова М.А. период его работы в качестве учителя Усолинской основной общеобразовательной школы Параньгинского района с "дата" по "дата".
В соответствии с решением ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе об отказе в установлении пенсии Богданову М.А. "номер" от 20 марта 2013 года, специальный стаж истца, признанный пенсионным органом, составляет 19 лет 29 дней (л.д.9).
Таким образом, законные основания для возложения на ответчика обязанности назначить Богданову М.А. требуемую пенсию с 15 марта 2013 года отсутствуют, поскольку и с учетом периодов, подлежащих зачету в его специальный стаж на основании обжалуемого решения суда и настоящего апелляционного определения, Богданов М.А. на день обращения в пенсионный орган не выработал 25-летнего стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в силу подпункта 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 21 октября 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Богданова М. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы истца в качестве учителя Усолинской основной общеобразовательной школы Параньгинского района с "дата" по "дата".
Принять по делу в данной части новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл включить в стаж для назначения Богданову М. А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период его работы в качестве учителя Усолинской основной общеобразовательной школы Параньгинского района с "дата" по "дата".
В остальной части решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богданова М. А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
О.В.Юрова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.