Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей С.И. Дорожко, С.И. Железовского
при секретаре Н.О. Федотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дигор Г. А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, по апелляционной жалобе КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 05 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дигор Г.А., действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с заявлением к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Дигор Г.А. уточнила исковые требования, просила признать за несовершеннолетним сыном ФИО1 право на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения. В обоснование заявленных требований, указала, что является собственником части N жилого дома, расположенного по "адрес". В результате наводнения в августе - сентябре 2013 года дом был затоплен, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N признан непригодным для проживания. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N истцу и несовершеннолетнему сыну отказано в удовлетворении заявления на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у нее имеется другое жилье, пригодное для проживания. Полагает данный отказ незаконным, поскольку наличие у собственника утраченного жилья другого жилого помещения, пригодного для проживания, являлось основанием для отказа в предоставлении меры поддержки в форме предоставления жилого помещения собственнику, но не члену его семьи, не имеющего иного жилого помещения. Считает, что ее сын, как член семьи собственника, имеет право на получение меры поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 05 февраля 2014 года исковые требования Дигор Г.А. удовлетворены.
Признано за ФИО1 право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен жилого помещения, расположенного по "адрес", признанного непригодным для проживания.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что собственником жилого помещения по "адрес" является мать ФИО1 - Дигор Г.А., также Дигор Г.А. является собственником квартиры по "адрес". Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013г. N923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В соответствии с п. 10 данного постановления федеральная целевая программа "Жилище" дополнена новым Приложением 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, ЕАО и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013г. В п. 6 Правил указано, что трансферты предоставляются на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами РФ и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Таким образом, если у собственника имеется другое жилье, пригодное для проживания, то собственник и соответственно члены его семьи права на меры поддержки не имеют.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Дигор Г.А. полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив доводы апелляционной жалобы, возражений, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 15.10.2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подп. "д" п.2).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 N923 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013г., согласно которым трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного. Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации определенных условий, в том числе наличие утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья; наличие списков граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N205-пр (пункт введен постановлением от 21.10.2013 года N347-пр), предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе в форме предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам.
Приложением N15 к указанной Государственной программе предусмотрен Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Согласно п.1.2. названного Порядка (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N41-пр) право на получение мер поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания:
- собственники (сособственники) утраченных жилых помещений и (или) члены их семьи;
- наниматели утраченных жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, предоставленных им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения (далее - наниматели утраченного жилого помещения краевого фонда), и (или) члены их семьи.
В пункте 1.3 Порядка указано, что под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, признанное непригодным для проживания либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченное в результате гибели.
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке (пункт 1.4 Порядка).
К членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (пункт 1.5 Порядка).
Согласно пункту 1.8 Порядка, под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв.метров.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013г. N923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В соответствии с п. 10 данного постановления федеральная целевая программа "Жилище" дополнена новым Приложением 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, ЕАО и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013г.
В п. 6 Правил указано, что трансферты предоставляются на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Трансферты могут быть направлены на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений, по их выбору в форме: предоставления жилого помещения; предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья (п. 7 Правил).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Дигор Г.А. является матерью ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в квартире "адрес". Собственником части указанного жилого помещения является Дигор Г.А.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, жилое помещение по "адрес" непригодно для проживания и не подлежит восстановлению.
Дигор Г.А. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с заявлением на предоставление мер социальной поддержки на себя и члена своей семьи Максименко С.Р. в форме предоставления жилых помещений, в связи с тем, что указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ Дигор Г.А. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в Хабаровском крае, в связи с отказом в согласовании Федеральной регистрационной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, поскольку у Дигор Г.А. имеется иное жилое помещение - доля в праве ? кв. "адрес"
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является гражданином Российской Федерации и членом семьи собственника поврежденного жилого помещения, постоянно проживал на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении по "адрес", где вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеет другого жилья, пригодного для проживания.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе справкой администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, представленной представителем истца в суд апелляционной инстанции, из которой следует, что ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения посещал Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бельговского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенные обстоятельства и вышеприведенные нормы права, принимая во внимание наличие в собственности мамы истца жилого помещения площадью 30,3 кв. м., что свидетельствует о необеспеченности жилым помещением по установленным нормам, с учетом иного собственника жилого помещения и состава семьи истца, судебная коллегия с выводом суда об обоснованности заявленных исковых требований о признании права за ФИО1 на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, соглашается.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Решение суда мотивированное, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 05 февраля 2014 года по гражданскому делу по иску Дигор Г. А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи С.И. Дорожко
С.И. Железовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.