Постановление Челябинского областного суда от 11 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Катенино на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 30 августа 2013 года и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 29 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Катенино Варненского района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 30 августа 2013 года юридическое лицо -Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Катенино Варненского района Челябинской области (далее - МОУ СОШ с. Катенино) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 29 октября 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе МОУ СОШ с. Катенино, поданной в порядке надзора от его имени законным представителем - директором МОУ СОШ с. Катенино Тропиным А.А., поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 04 по 05 июля 2013 года на основании распоряжения N 77/4 заместителя начальника отдела ОНД N 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 05 июня 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ СОШ с. Катенино,
2
расположенного по адресу: с. Катенино, Варненский район, Челябинская область, ул. Школьная д. 25, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С копией распоряжения законный представитель юридического лица -директор МОУ СОШ с. Катенино Тропин А.А. ознакомлен 11 июня 2013 года (л.д. 20-21).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 77/4 от 05 июня 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки установлено, что МОУ СОШ с. Катенино не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
При проведении проверки директор МОУ СОШ с. Катенино Тропин А.А. принимал участие, по результатам проверки составлен акт проверки N 77/4 от 05 июля 2013 года, который получен Тропиным А.А 05 июля 2013 года (л.д. 18-19).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом ГУ МЧС России в отношении юридического лица - МОУ СОШ с. Катенино составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, N51 от 05 июля 2013 года.
Доводы жалобы о том, что проверка проведена с грубым нарушением Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", несостоятельны.
Учитывая положения ст. 20 Федерального закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, обстоятельства, указанные в жалобе как основания для признания проведенной проверки незаконной, а именно: неточное указание наименования юридического лица в процессуальных документах, подписание акта проверки и протокола об административном правонарушении одним из уполномоченных на ее проведение должностных лиц, грубыми нарушениями, влекущими недействительность результатов проведенной проверки, не являются.
Выводы судей об отсутствии нарушений в части организации и проведения плановой проверки соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
3
Требования ст. ст. 9, 12, 13, 14, 16 Федерального закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года при проведении проверки соблюдены.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности должностных лиц и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные МОУ СОШ с. Катенино, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- МОУ СОШ с. Катенино не осуществлялась и не проводилась подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: не проведено повышение квалификации не менее 72 часов членами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и сотрудниками дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года; пп. "д" п. 2, пп. "д" п.4, п.5, пп. "в" п.6 Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года; п.п. 9, 27, 28 Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19 (п.п. 1-2 акта проверки соответственно).
- в МОУ СОШ с. Катенино не осуществлялась и не проводилась
4
подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателем дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (не прошел повышение квалификации не менее 72 часов преподаватель дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"), чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года; пп. "д" п. 2, пп. "д" п. 4, п.5, пп. "в" п.6 Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года (п. 3 акта проверки);
- в МОУ СОШ с. Катенино не осуществляется и не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - работники учреждения (отсутствует приказ об организации подготовки в 2013 году; отсутствует перечень и содержание тем на 2013 год; отсутствует расчет часов для подготовки на 2013 год; отсутствует перечень тем учений, тренировок и дат их проведения; отсутствует расписание занятий, план-конспекты; отсутствует журнал учета подготовки), чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года; Постановление Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года (п. 4 акта проверки);
- в МОУ СОШ с. Катенино не проводятся командно-штабные учения (тренировки) в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в год, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; п.8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 5 акта проверки);
- в МОУ СОШ с. Катенино не проводятся тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; п.9 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 6 акта проверки).
Анализ вышеприведенных нарушений во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния должностного лица следующих вмененных ему нарушений.
5
Пункт 6. МОУ СОШ с. Катенино не проводятся тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; п.9 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено: тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
В силу пункта 3 Положения N 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Исходя из смысла указанных положений, данные требования направлены на обеспечение проведения мероприятий гражданской обороны. Невыполнение обязанностей по решению задач в области гражданской обороны не входит в объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
С учетом вышеуказанного нарушения, изложенные в пункте 6 протокола N 51 от 05 июля 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении в МОУ СОШ с. Катенино подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Иные допущенные нарушения, а именно, указанные в п.п. 1-5 акта проверки, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на МОУ СОШ с. Катенино возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по
6
месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
В силу п. 6 указанного Постановления повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и
7
преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам "а, г, д" части 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010), подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", указывающий, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, предусматривает прохождение переподготовки в количестве не менее 72 часов, в связи с чем довод жалобы о том, что срок обучения не регламентирован законодательством несостоятелен.
Обязанность по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток, предусмотрена п.8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, нарушения, указанные в п.п. 1-5 (акта проверки) вменены обосновано.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки вышеуказанные нарушения имели место и не были устранены, не имеется.
Факт допущенных нарушений и невыполнение МОУ СОШ с. Катенино предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N51 об административном правонарушении от 05 июля 2013 года (л.д. 2-3); распоряжением N 77/4 от 05 июня 2013 года (л.д. 20-21), актом проверки N77/4 от 05 июля 2013 года (л.д. 18-19) и другими материалами дела.
8
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьями дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы судей о наличии в действиях МОУ СОШ с. Катенино административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела представлена справка, выданная отделом образования администрации Варненского муниципального района от 10 июля 2013 года, которая информирует директора МОУ СОШ с. Катенино Тропина А.А. о том, что обучение членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей и сотрудников дежурно-диспетчерской службы, руководителей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по плану намечено на 2014 год. Также в справке сообщается, что ранее обучение указанных лиц не проводилось, в связи с отсутствием денежных средств, что свидетельствует о том, что МОУ СОШ с. Катенино по независящим от него причинам не могло принять надлежащие меры к соблюдению законодательства о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также в материалы дела представлены программа обучения работников МОУ СОШ с. Катенино в области безопасности жизнедеятельности с указанием тем, видов проводимых занятий и количеством часов; календарный план подготовки командно-штабного учения МОУ СОШ с. Катенино; замысел командно-штабного учения МОУ СОШ с. Катенино; план проведения учения. Указанные документы свидетельствуют о том, что юридическим лицом приняты меры к устранению выявленных нарушений.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
С учетом того обстоятельства, что иных нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проверке не выявлено, в материалы дела представлены документы, подтверждающие исполнение МОУ СОШ с. Катенино всех установленных нормативными правовыми актами требований в указанной области, в данном конкретном случае возможно применение
9
положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
В связи с изложенным, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 30 августа 2013 года и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 29 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Катенино, подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 30 августа 2013 года и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 29 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Катенино Варненского района Челябинской области отменить, освободить Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Катенино Варненского района Челябинской области от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.