Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Блинова В.А.,
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица администрации города Славгорода Алтайского края на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 28 февраля 2014 года по делу
по иску Пеннер А. А. к МУП "Тепловые сети г. Славгорода" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести начисление районного коэффициента в размере 25 % и перерасчет заработной платы
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пеннер А.А. обратился в суд с иском к МУП "Тепловые сети г. Славгорода" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести начисление районного коэффициента в размере 25% и перерасчет заработной платы, в обоснование заявленных требований указывая, что осуществляет трудовую деятельность в МУП "Тепловые сети г. Славгорода", с ним заключен трудовой договор. В соответствии с условиями трудового договора ему выплачивается заработная плата с районным коэффициентом в размере 20%, тогда как, Постановлением Правительства РФ N 1631 от 27 декабря 1997г. районный коэффициент к заработной плате на территории г. Славгорода определен в размере 1.25, т.е. действия ответчика по начислению заработной платы исходя из коэффициента 20 % являются незаконными. На основании вышеизложенного, истец просит признать действия ответчика по расчету и выплате заработной платы, исходя из районного коэффициента в размере 20%, незаконными, обязать произвести перерасчет заработной платы, начислять и выплачивать с момента принятия на работу по настоящее время и в последующем районный коэффициент в размере 25% от заработной платы.
Определением Славгородского городского суда в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Славгорода Алтайского края.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 28 февраля 2014 года иск Пеннер А.А. удовлетворен.
На МУП "Тепловые сети г. Славгорода" возложена обязанность произвести Пеннер А.А. перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года с применением районного коэффициента к заработной плате 1, 25 и выплатить сумму перерасчета; начислять и выплачивать Пеннер А.А. заработную плату с ДД.ММ.ГГ года с применением районного коэффициента 1, 25.
В апелляционной жалобе третье лицо просит об отмене решения суда, указывая на то, что Постановление Правительства РФ N 1631 от 27 декабря 1997г. носит рекомендательный характер и предполагает принятие нормативно правового акта на краевом уровне, однако такого акта до сих пор не принято.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, истец и третье лицо в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Руководствуясь статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия, проверяет законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, поскольку иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда не подлежащим отмене.
Как установлено судом и сторонами не оспорено, Пеннер А.А. с ДД.ММ.ГГ работает в должности слесаря по ремонту тепловых сетей в МУП "Тепловые сети г. Славгорода".
Заработная плата начисляется Пеннер А.А. с ДД.ММ.ГГ с учетом районного коэффициента 20%.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации). Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. было принято постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории, в том числе, Славгородского района, а также в городе краевого подчинения Славгород в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации указанное постановление Правительства Российской Федерации подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что начисление и выплата истцу заработной платы производилась работодателем в спорный период времени без учета районного коэффициента, установленного указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы жалобы, что постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 носит рекомендательный характер и предполагает издание во исполнение соответствующего нормативного правового акта, который принят не был, основаны на неверном толковании норм права.
Постановление N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента " к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований для их переоценки судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица администрации города Славгорода Алтайского края на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 28 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.