Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула от 30 января 2014 года по заявлению К. об оспаривании действий Государственной инспекции Алтайского края.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Государственной инспекции Алтайского края, после уточнения требований просила признать незаконным решение Государственной инспекции Алтайского края, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГ , об исключении сведений о К. из реестра пострадавших участников строительства жилья, обязать Государственную инспекцию Алтайского края восстановить сведения о К. в реестре пострадавших участников строительства жилья.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ К. заключила с ООО СП "Барнаулстрой" договор участия в долевом строительстве жилья N 356, произвела оплату строительства трехкомнатной "адрес" доме по адресу: "адрес" , квартал 1051 "адрес" , - в размере 238 000 рублей, застройщик не исполнил обязательство по передаче квартиры, заявитель признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по статье 159 УК РФ в отношении руководителей ООО СП "Барнаулстрой", впоследствии включена в реестр пострадавших участников строительства жилья, являлась членом ЖСК "Дольщик-4". 04.02.2013г. Государственной инспекцией Алтайского края принято решение об исключении сведений о заявителе из реестра пострадавших участников строительства жилья на том основании, что К. передала право требования по договору с ООО СП "Барнаулстрой" отцу М. , которому совместно с супругой посредством участия в ЖСК "Дольщик-1" предоставлена однокомнатная квартира. Между тем, договор цессии заявитель не заключала, ей, как пострадавшему участнику строительства жилья, меры государственной поддержки не оказывались. В результате принятого решения К. лишена возможности получения мер государственной поддержки.
Государственной инспекцией Алтайского края заявлено о пропуске заявителем срока обращения в суд.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 30 января 2014 года требования К. удовлетворены. Признано незаконным решение Государственной инспекции Алтайского края, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГ , об исключении сведений о К. из реестра пострадавших участников строительства жилья. Государственная инспекция Алтайского края обязана восстановить сведения о К. в реестре пострадавших участников строительства жилья.
В апелляционной жалобе Государственная инспекция Алтайского края просит отменить решение, отказать в удовлетворении требований, указывает, что право требования исполнения договора долевого участия в строительстве жилья передано К. посредством совершения конклюдентных действий, свидетельствующих о заключении договора цессии, М. Последнему оказаны меры государственно поддержки путем участия в ЖСК "Дольщик-1" в виде предоставления однокомнатной квартиры. Таким образом, К. не относится к категории пострадавших участников строительства жилья. На момент обращения с заявлением о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья К. не соответствовала требованиям ст.2 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края", в связи с чем решение об исключении сведений из реестра является правомерным.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя Государственной инспекции Алтайского края, К. , ее представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст.1 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11.05.2011г. N 53-ЗС он регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные:
на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их, а также подрядчиков, указанных в настоящем законе;
на предотвращение ситуаций, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства.
Согласно п.5 ст.2 Закона пострадавшим участником строительства жилья признается:
1) гражданин, вложивший денежные средства в строительство проблемного объекта и включенный в реестр;
2) гражданин, вложивший денежные средства в строительство многоквартирного дома и утративший их в результате неправомерных действий застройщика, включенный в реестр.
Частью 2 статьи 6 названного Закона определены формы государственной поддержки пострадавших участников строительства жилья, в том числе, выделение средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья (п.10).
Законом Алтайского края "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 07.11.2012г. N 85-ЗС статья 6 Закона N 53-ЗС дополнена частью 7, согласно которой меры государственной поддержки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются пострадавшим участникам строительства жилья однократно и вне зависимости от количества имеющихся у участника строительства договоров, подтверждающих право гражданина на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме. Один и тот же договор является основанием для оказания мер государственной поддержки только одному пострадавшему участнику строительства жилья. При этом учитываются меры государственной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Алтайского края, в том числе через некоммерческие организации, созданные пострадавшими участниками строительства жилья, оказанные до вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии с ч.2 ст.4 названного Закона постановлением Администрации Алтайского края от 08.08.2011г. N 435 утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья.
Из пункта 2 Порядка, пункта 1 постановления Администрации Алтайского края "О создании Государственной инспекции Алтайского края" от 24.01.2011г. N 24 следует, что формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
Постановлением Администрацией города Барнаула от 14.09.2011г. N 2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, в соответствии с п.п.1, 3, 6 которого сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула; с заявлением о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья в комитет может обратиться гражданин, указанный в пункте 5 статьи 2 закона Алтайского края от 11 мая 2011 года N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края"; для формирования и ведения реестра пострадавших участников строительства жилья комитет предоставляет в Государственную инспекцию Алтайского края в течение 10 дней после принятия комиссией решения о подготовке сведений для формирования и ведения реестра пострадавших участников строительства жилья на бумажном носителе и в электронном виде сведения о гражданине согласно приведенному перечню.
При этом Закон Алтайского края N 53-ЗС не содержит оснований отказа во включении сведений в реестр либо исключения из реестра. Такие основания перечислены в п.8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, в соответствии с которым основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра являются: а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья; б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст.6 Закона.
Из обстоятельств дела следует и установлено судом, что 18.06.2001г. К. (дольщик) заключила с ООО СП "Барнаулстрой" (общество) договор *** долевого участия в строительстве жилья, по которому уплатила 238 000 рублей за трехкомнатную квартиру. Согласно договору общество определяет дольщику "адрес" доме строительный *** квартал 1051 "адрес" , заселение квартиры производится после выдачи администрацией города разрешения на заселение дома. Обязательства ООО СП "Барнаулстрой" перед К. не исполнены. Постановлением следователя СО при ОВД "адрес" от 18.01.2002г., а также постановлением следователя СЧ ГСУ ГУВД Алтайского края от 08.02.2003г. она признана потерпевшей по уголовному делу N 78730, возбужденному по признакам состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ. Кроме того, постановлением следователя от 22.10.2011г. она признана гражданским истцом, К. предъявлен гражданский иск о взыскании ущерба в размере 100 000 рублей, причиненного хищением денежных средств, уплаченных за указанную выше квартиру. Кроме того, постановлением следователя СЧ ГСУ ГУВД Алтайского края от 08.02.2003г. потерпевшим по данному уголовному делу признан М. - отец К. Из постановлений о признании потерпевшими следует, что денежные средства, уплаченные по договору долевого участия в строительстве жилья, принадлежали К. и М.
Судом так же установлено, что указанное уголовное дело находится в производстве Индустриального районного суда "адрес" , в настоящее время не рассмотрено по существу.
Государственной инспекцией Алтайского края на основании сведений, представленных 17.10.2011г Комитетом по строительству, архитектуре и развитию "адрес" К. включена в реестр пострадавших участников строительства жилья, основанием включения указан договор *** от 18.06.2001г. с ООО СП "Барнаулстрой", а также указана мера государственной поддержки в виде участия в строительстве нового объекта на условиях софинансирования в качестве члена ЖСК "Дольщик-4". ДД.ММ.ГГ ЖСК "Дольщик-4" от К. принят вступительный взнос в сумме 1 900 рублей.
Названный ЖСК создан в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья" для строительства жилых домов в "адрес" с формированием из граждан, включенных в реестр пострадавших участников строительства жилья, не состоящих в таких отношениях с застройщиками, в результате которых у них может возникнуть право собственности на жилое помещение в объекте, включенном в реестр.
Письмом от 04.02.2013г. N 49-04/ПОГ/10П Государственная инспекция Алтайского края сообщила К. об исключении сведений о ней из реестра пострадавших участников строительства жилья со ссылкой на ч.7 ст.6 Закона N 53-ЗС и факт получения 12.12.2012г. сведений о предоставлении мер государственной поддержки на основании договора *** от 18.06.2001г. М. путем участия в строительстве нового объекта на условиях софинансирования в качестве члена ЖСК "Дольщик-1" с последующим получением однокомнатной квартиры.
Постановлением "адрес" от 26.02.2003г. *** семья М. в составе двух человек принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из протокола *** от 19.02.2003г. М. принят в члены ЖСК "Дольщик-1". Согласно списку работников бюджетных организаций и социально незащищенных слоев населения М. принят в ЖСК "Дольщик-1" для строительства жилого дома по "адрес" . Впоследствии ему на состав семьи два человека предоставлена однокомнатная квартира.
Кроме того, из письма "адрес" от 26.01.2012г. *** следует, что в ЖСК "Дольщик-1" принимались граждане, признанные нуждающимся и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также принимались документы от лиц по договору цессии при наличии обязательных условий (наличие родства, постановление о признании цессионария потерпевшим).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводам о том, что срок обращения в суд пропущен К. по уважительной причине и подлежит восстановлению, действия Государственной инспекции Алтайского края по исключению сведений о заявителе из реестра пострадавших участников строительства жилья являются незаконными, нарушают право заявителя на получение мер государственной поддержки, в связи с чем нарушенное право подлежит восстановлению путем восстановления сведений о К. в реестре. Выводы суда являются обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделаны на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
При этом суд обоснованно исходил из того, что изменения в ч.7 ст.6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края", касающиеся однократного предоставления мер государственной поддержки по одному договору, вступили в действие после включения сведений о К. в реестр, в связи с чем не распространяются на ранее возникшие правоотношения, поэтому предоставление мер государственной поддержки М. не может быть учтено.
Постановление Администрации Алтайского края "О создании ЖСК "Дольщик-1" для работников бюджетных организаций и социально не защищенных слоев населения "адрес" " от 18.02.2003г. *** издано в целях реализации плана мероприятий по оказанию помощи пострадавшим дольщикам ООО СП "Барнаулстрой", при этом участниками ЖСК "Дольщик-1" могли стать граждане, являющиеся пострадавшими дольщиками и относящиеся к указанным категориям. Таким образом, предоставление мер государственной поддержки носило ограничительный характер, ущемляло права заявителя, как не принадлежащего к указанным категориям. Между тем, Закон N 59-ЗС не связывает предоставление мер государственной поддержки с принадлежностью к работникам бюджетных организаций или социально не защищенным слоям населения, а лишь с фактом утраты денежных средств в результате неправомерных действий застройщика, при этом К. не подпадает под основания для исключения из реестра пострадавших участников строительства жилья, перечисленные в п.8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья. С учетом изложенного довод жалобы о том, что на момент обращения с заявлением о включении в реестр пострадавших участников строительства жилья К. не соответствовала требованиям ст.2 Закона N 59-ЗС судебной коллегией не принимается.
Является несостоятельным довод жалобы о том, что предоставление М. мер государственной поддержки стало возможно в результате конклюдентных действий К. по уступке прав, поскольку имевшие место правоотношения, в результате которых М. предоставлена квартира, не регулируются положениями Гражданского кодекса РФ об уступке прав.
Таким образом, жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула от 30 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.