Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего
Игнатьева В.П.,
судей
Чумак Г.Н.,
Ишенина Д.С.
при участии прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Свердловской областной прокуратуры Даниловой А.В.
при секретаре Морозовой И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березовского в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Лицей N " о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, о возложении обязанности провести мероприятия по устранению выявленных нарушений по исполнению требований федерального законодательства о противодействии терроризму возложении обязанности заложить в бюджет и выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Березовского городского округа на решение Березовского городского суда Свердловской области ( / / ) .
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения прокурора Даниловой А. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Березовского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Березовского совместно с отделом МВД России по г. Березовскому с целью усиления антитеррористической и противокриминальной защищенности, предупреждения и пресечения противоправных посягательств в отношении работников, учеников, посетителей и имущества образовательных учреждений, расположенных на территории Березовского ГО, проведены комиссионные обследования объектов данной категории. Одним из таких объектов является БМАОУ "Лицей N ". Результаты проверок показали, что основными недостатками в обеспечении антитеррористической защищенности данных объектов являются недостаточная инженерная укрепленность учреждений, неподготовленность персонала к действиям при реальной угрозе их безопасности, низкий уровень использования технических средств охраны в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в том числе охранного телевидения с круглосуточной фиксацией событий и систем контроля и управления доступа на объект.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований в части признания бездействия БМАОУ "Лицей N " незаконным, просил суд обязать БМАОУ "Лицей N " в срок не позднее ( / / ) провести мероприятия по устранению выявленных нарушений, указанных в акте обследования антитеррористической безопасности (приложение N ) от ( / / ) в здании и на территории здания БМАОУ "Лицей N " по адресу: ... : - установить и (или) привести в соответствие с законодательством Российской Федерации " ограждение и ворота, калитки (2 класса защиты) на территории здания;- привести в соответствие с требованиями входные центральные двери в здание (дверные конструкции 2 класса защиты), двери запасных выходов здания, выходящие на оживленные улицы (дверные конструкции 2 класса защиты);- привести в соответствие с требованиями двери запасных выходов с правой и левой стороны здания, тыльной стороны здания, выходящие во дворы, малолюдные переулки (дверные конструкции 3 класса защиты);- установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации оконные проемы (тыльная, правая и левая стороны) первого этажа в количестве 19 штук на которых в настоящее время отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 3 классу, а также 3 оконных проема над козырьком с фасадной стороны, 1 окно над вентиляционной трубой, 4 оконных проема над козырьком с левой стороны здания, на которых в настоящее время отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 3 классу;- установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации запирающие устройства входных и запасных дверей в здание, на которых в настоящее время отсутствуют запорные устройства соответствующее 2 классу;- установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации запирающие устройства внутренних дверей в здание;- установить систему контроля и управления доступом, систему охранного телевидения здания БМАОУ Лицей N ; установить систему оповещения для оперативного информирования людей о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии и т.п.) и координацию их действий в здании БМАОУ Лицей N . Обязать Администрацию Березовского городского округа заложить в бюджет на 2014 год и в срок не позднее ( / / ) выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности.
Представитель ответчика БМАОУ "Лицей N " исковые требования признала.
Представитель ответчика Администрации Березовского ГО исковые требования не признала, пояснила, что Администрация не является главным распорядителем бюджетных средств. Учредителем БМАОУ "Лицей N " и главным распорядителем бюджетных средств является Управление образования Березовского ГО, которое утверждает бюджетную смету для муниципальных казенных учреждений и план финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, руководящий документ "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств РД 78.36.003-2002", утвержденный МВД Российской Федерации от ( / / ) , распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые и подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Все перечисленные объекты не относятся к системе образования и образовательным учреждениям. Подобные меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений носят рекомендательный характер.
Решением Березовского городского суда ( / / ) в отсутствие представителей третьих лиц: Управления образования Березовского ГО и Отдела МВД России по г. Березовскому исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд постановил: обязать Администрацию Березовского ГО заложить в бюджет на ( / / ) год и в срок до ( / / ) выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности БМАОУ "Лицей N "; обязать БМАОУ"Лицей N " в срок до ( / / ) провести мероприятия по устранению нарушений требований по антитеррористической безопасности в здании и на территории здания Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N " по адресу: ... :
- установить и привести в соответствие с законодательством Российской Федерации ограждение и ворота, калитки (2 класса защиты) на территории здания;
- привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации входные центральные двери в здание (дверные конструкции 2 класса защиты), двери запасных выходов здания, выходящие на оживленные улицы (дверные конструкции 2 класса защиты);
- привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации двери запасных выходов с правой и левой стороны здания, тыльной стороны здания, выходящие во дворы, малолюдные переулки (дверные конструкции 3 класса защиты);
- установить и привести в соответствии с законодательством Российской Федерации оконные проемы (тыльная, правая и левая стороны) первого этажа в количестве 19 штук, на которых отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 3 классу защиты, а также 3 оконных проема над козырьком с фасадной стороны, 1 окно над вентиляционной трубой, 4 оконных проема над козырьком с левой стороны здания, на которых отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 3 классу защиты;
- установить и привести в соответствии с законодательством Российской Федерации запирающие устройства входных и запасных дверей в здание, на которых отсутствуют запорные устройства соответствующее 2 классу защиты;
- установить и привести в соответствии с законодательством Российской Федерации запирающие устройства внутренних дверей в здание;
- установить систему контроля и управления доступом, систему охранного телевидения здания БМАОУ "Лицей N ";
- установить систему оповещения для оперативного информирования людей о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии) и координации их действий в здании БМАОУ "Лицей N ".
Взыскать с Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N " в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме ( / / ) ) рублей.
Не согласившись с постановленным судом решением, полагая его незаконным и необоснованным, представитель Администрации Березовского ГО ( / / ) подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное, приять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора, настаивая на том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление образования Березовского городского округа, как главный распорядитель бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отношении БМАОУ "Лицей N ". Также указала, что возложение судом на Администрацию Березовского ГО обязанности заложить в бюджет денежные средства на данные мероприятия противоречит ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу ст.помощник прокурора г. Березовского указал, что согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 31 Устава Березовского ГО к полномочиям Администрации ГО относятся формирование и исполнение местного бюджета. Управление образования Березовского ГО не является самостоятельным органом местного самоуправления Березовского ГО, не имеет полномочий по формированию бюджета, следовательно, не может быть надлежащим ответчиком по делу.
В заседании судебной коллегии прокурор возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом. Помимо направления извещений о времени и месте рассмотрения дела по почте, информация о рассмотрении апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции была размещена на сайте Свердловского областного суда.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, прокуратурой г. Березовского совместно с ОМВД России по г. Березовскому проведено обследование БМАОУ "Лицей N ", в ходе которого установлено, что в здании лицея отсутствуют защитные элементы (защитное остекление, металлические решетки и т.д.) на оконных проемах первого и подвального этажей, выходящих на оживленные улицы и магистрали, а также выходящих во дворы, малолюдные переулки, примыкающих к пожарным лестницам, балконам, отсутствует система контроля и управления доступом в здание школы, система охранного телевидения, громкая связь для оперативного оповещения граждан о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии т.п.) и координации их действий, не приведены в соответствие с требованиями законодательства запирающие устройства входных и запасных дверей, выходящие во дворы, малолюдные переулки, и охранное освещение в здание, отсутствует охранная сигнализация в помещениях с постоянным или временным хранением материальных ценностей, а также уязвимых мест здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", Письмом Рособразования от 16.01.2009 N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" и пришел к выводу о возложении на БМАОУ "Лицей N " обязанности в срок до ( / / ) провести мероприятия по устранению нарушений требований по антитеррористической защищенности здания и территории школы, расположенной в г. ...
В указанной части решение не оспаривается.
Опровергая довод жалобы о том, что Администрация Березовского ГО является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Внося данное дополнение и опровергая довод жалобы о том, что Администрация Березовского ГО является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно Уставу БМАОУ "Лицей N " собственником имущества лицея является Березовский городской округ. Права собственника осуществляет Комитет по управлению имуществом Березовского ГО. Учредителем лицея является Управление образования Березовского ГО.
В соответствии с изменениями, внесенными решением Думы Березовского городского округа от 11.10.2012 N 325 в ст. 21 Устава Березовского городского округа, Управление образования исключено из числа органов местного самоуправления и в настоящий момент является структурным подразделением администрации.
На основании п. 3 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06.03.2006, обязанность по организации мер по противодействию терроризма возложена на органы местного самоуправления, которые должны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ( / / ) расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий осуществляют органы местного самоуправления.
Как следует из ст. 31 решения Березовской городской Думы от ( / / ) N к полномочиям Администрации городского округа в числе прочего относятся формирование и исполнение местного бюджета.
Таким образом, именно орган местного самоуправления в лице Администрации Березовского ГО наделен правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учебном учреждении в пределах своей компетенции за счет средств местного бюджета.
При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Вместе с тем, указание в резолютивной части на обязанность Администрации Березовского ГО заложить в бюджет на 2014 год денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности БМАОУ "Лицей N ", коллегия считает необоснованным.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из Положения о бюджетном процессе в Березовском городском округе, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от ( / / ) N (в ред. от ( / / ) N ), участниками бюджетного процесса помимо Администрации Березовского городского округа являются Глава Березовского городского округа, Дума Березовского городского округа и другие, указанные в ст. 3 настоящего Положения участники. При этом, за каждым из участников бюджетного процесса указанным Положением закреплены конкретные бюджетные полномочия. Окончательное определение объемов финансирования и утверждение бюджета осуществляется Думой Березовского городского округа.
Таким образом, возложение на Администрацию обязанности заложить в бюджет денежные средства на соответствующие мероприятия само по себе не может привести к восстановлению нарушенных прав и, соответственно, не свидетельствует об исполнимости решения.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 24.12.2013 в части удовлетворения требований о возложении на Администрацию Березовского городского округа обязанности заложить в бюджет на 2014 год денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N7" отменить. Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора г. Березовского в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Березовского городского округа обязанности заложить в бюджет на 2014 год денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Игнатьев В.П.
Судьи Чумак Г.Н.
Ишенин Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.