Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Бакулина А.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Низвинском А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 мая 2014 года апелляционную жалобу Зюлина А.Ф. на решение Подольского городского суда Московской области от 04 марта 2014 года по делу по заявлению Зюлина Алексея Федоровича о признании незаконным отказа Администрации Подольского муниципального района Московской области в проведении торгов на право предоставления земельного участка и признании незаконным решение Администрации Подольского муниципального района Московской области о предоставлении земельного участка Песковой Людмиле Васильевне,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения представителя Зюлина А.Ф. - Даниловой О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Зюлин А.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Подольского муниципального района Московской области в проведении торгов на право предоставления земельного участка площадью 20 037 кв.м., расположенного в д.Сергеевка Подольского района Московской области и признании незаконным решение Администрации Подольского муниципального района Московской области о предоставлении земельного участка площадью 20 037 кв.м., расположенного в д.Сергеевка Подольского района Московской области Песковой Людмиле Васильевне.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что в газете "Земля Подольская" приложение "Деловой вестник" от 26.09.2013 года за N37 Администрацией с/п Лаговское Подольского района было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении Песковой Л.В. в аренду земельного участка площадью 20 037 кв.м. для строительства площадки и навесов для обеспечения деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, расположенного в д.Сергеевка Подольского района. 22.10.2013 года заявителем было подано заявление в Администрацию Лаговского с/п о заключении с ним договора аренды или выставлении на аукцион права на заключение договора аренды указанного земельного участка. 23.10.2013 года заявителем было подано заявление Главе Подольского района о заключении с ним договора аренды или выставлении на аукцион права на заключение договора аренды указанного земельного участка. 30.10.2013 года за N886 Администрация с/п Лаговское отказала заявителю в удовлетворении поданного им заявления.
Ссылаясь на положение статей 1, 30, 31 Земельного кодекса РФ заявитель считает отказ Администрации Подольского муниципального района Московской области в проведении торгов на право предоставления земельного участка площадью 20 037 кв.м., расположенного в д.Сергеевка Подольского района Московской области и решение Администрации Подольского муниципального района Московской области о предоставлении земельного участка площадью 20 037 кв.м., расположенного в д.Сергеевка Подольского района Московской области Песковой Людмиле Васильевне незаконными.
Представители Администрации Подольского муниципального района Московской области, Администрации с/п Лаговское Подольского муниципального района Московской области и Песковой Л.В. требования не признали, просили в удовлетворении заявления отказать.
Решением Подольского городского суда Московской области от 04 марта 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Зюлин А.Ф. просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.
Представители Администрации Подольского муниципального района Московской области, Администрации с/п Лаговское Подольского муниципального района Московской области и Пескова Л.В. извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии не явились. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что 22.10.2013 года заявителем в Администрацию Лаговского с/п подано заявление о заключении с ним договора аренды или выставлении на аукцион права на заключение договора аренды земельного участка площадью 20 037 кв.м., расположенного в д.Сергеевка Подольского района Московской области. Информационное сообщение опубликовано в газете "Земля Подольская" приложение "Деловой вестник" от 26.09.2013 года за N37.
30.10.2013 года за N886 Администрация с/п Лаговское сообщает, что в соответствии со ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ земельные участки для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляются в аренду лицам, обратившимся с заявлением в орган местного самоуправления. Администрация не вправе нарушить законные права другого лица и выставить на аукцион вышеуказанный земельный участок.
23.10.2013 года заявителем было подано заявление Главе Подольского района о заключении с ним договора аренды или выставлении на аукцион права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
В ответе на обращение заявителя Администрация Подольского муниципального района разъяснила Зюлину А.Ф., что в соответствии со ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ земельные участки для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляются в аренду лицам, обратившимся с заявлением в орган местного самоуправления в порядке ст. 31 ЗК РФ с приложением расчетов и обоснований площади и проекта строительства. Положения ст.31 ЗК РФ не предусматривают обращение других лиц на предоставление земельных участков, в том числе, на основании публикаций в СМИ, для строительства объектов, а также не предусматривают выставление на торги (аукционы) земельных участков, в отношении которых осуществляется процедура выбора и предварительного согласования места размещения объекта. Администрация не вправе нарушить законные права другого лица и выставить на аукцион вышеуказанный земельный участок. Одновременно сообщается, что в настоящее время согласование выбора земельного участка прекращено в связи с его расположением в зоне, не предусмотренной для ведения фермерского хозяйства.
Отказывая в удовлетворении заявления Зюлина А.Ф., суд, руководствуясь положениями статей 30 и 31 Земельного кодекса РФ, исходил из того, что порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не предусматривает предоставление земельных участков на торгах.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном применении норм материального закона.
В соответствии со статьей 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 31 Земельного Кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный Кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным Кодексом Российской Федерации не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Материалы дела подтверждают, что на спорный земельный участок претендовало несколько лиц.
Поскольку указанные лица обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление спорного участка должно производиться на торгах.
При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления в нарушении требований действующего законодательства незаконно отказ заявителю в проведении торгов на право предоставления указанного земельного участка.
Согласно требованиям ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 6 Постановления N 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Поскольку решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка площадью 20 037 кв.м., расположенного в д.Сергеевка Подольского района Московской области Песковой Л.В., принято в форме постановления, судебная коллегия исходя из положения ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, полагает возможным в качестве способа восстановления прав заявителя признать незаконным постановление главы Подольского муниципального района от 12.12.2013 года N140 "О предварительном согласовании Песковой Л.В. места размещения объектов строительства и навесов для обеспечения К(Ф)Х в д. Сергеевка сельского поселения Лаговское".
На основании вышеизложенного, решение суда как постановленное с нарушением материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене по основаниям п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 04 марта 2014 года отменить, принять новое решение, которым заявление Зюлина А.Ф. удовлетворить.
Признать незаконным отказ и.о. главы администрации Подольского муниципального района от 08.11.2013 года N1345/3-1 в проведении торгов на право предоставления земельного участка площадью 20037 кв.м., расположенного в Польском района, в деревне Сергеевка.
Признать незаконным и отменить постановление главы Подольского муниципального района от 12.12.2013 года N140 "О предварительном согласовании Песковой Л.В. места размещения объектов строительства и навесов для обеспечения К(Ф)Х в д. Сергеевка сельского поселения Лаговское".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.