Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Д.Р.Бадегутдинове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе З.Н.Сафиной на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 03 декабря 2013 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж работы З.Н.Сафиной, 17 декабря 1969 года рождения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года, с 03 марта 2003 года по 05 мая 2003 года, с 13 ноября 2006 года по 28 ноября 2006 года, с 29 января 2007 года по 02 марта 2007 года в календарном исчислений.
В остальной части исковых требований о возложении обязанности включения периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан - С.Г.Камаевой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.Н.Сафина обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан (далее УПФ) о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 31 мая 2013 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из специального стажа незаконно были исключены периоды: по уходу за ребенком до 1,5 лет с 18 февраля 1994 года по 31 июля 1995 года, работы с 24 февраля 1998 года по 22 июня 1998 года в должности медицинской сестры оздоровительной группы я/сада N8 Бавлинского РОО, нахождения на курсах повышения квалификации с 04 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года, с 03 марта 2003 года по 05 мая 2003 года, с 13 ноября 2006 года по 28 ноября 2006 года, с 29 января 2007 года по 02 марта 2007 года, административном отпуске с 17 сентября 2002 года по 27 сентября 2002 года, с 19 марта 2003 года по 20 марта 2003 года и
Кроме того, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 16 сентября 2002 года, с 28 сентября 2002 года по 02 марта 2003 года, с 06 мая 2003 года по 12 ноября 2006 года, с 29 ноября 2006 года по 28 января 2007 года, с 03 марта 2007 года по 31 декабря 2012 года в сельской местности в должности заведующей-медсестры Фоминовского фельдшерско-акушерского пункта неправомерно исчислены в календарном порядке.
На основании изложенного, истица просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с учетом указанных периодов работы и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в УПФ с 24 мая 2013 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое в нарушение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика против апелляционной жалобы возражал.
Остальные лица в судебное заседание не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Из материалов дела следует, что с 1 августа 1990 года по 23 февраля 1998 года З.Н.Сафина работала медицинской сестрой по физиотерапии Тат.Кандызского фельдшерско-акушерского пункта Бавлинской центральной районной больницы, с 24 февраля 1998 года по 22 июня 1998 года медицинской сестрой ясли-сада N8 Бавлинского РОО.
6 января 1999 года она была принята на должность заведующей-медсестры, а с 1 сентября 2009 года переведена на должность заведующей-фельдшера Фаминовского фельдшерского-акушерского пункта Бавлинского ЦРБ, где работает по настоящее время.
24 мая 2013 года она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан, решением которого от 31 мая 2013 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом, из специального стажа был исключен период по уходу за ребенком до 1,5 лет с 18 февраля 1994 года по 31 июля 1995 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года, с 24 февраля 1998 года по 22 июня 1998 года - в должности медицинской сестры оздоровительной группы я/сада N8 Бавлинского РОО, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года, с 03 марта 2003 года по 05 мая 2003 года, с 13 ноября 2006 года по 28 ноября 2006 года, с 29 января 2007 года по 02 марта 2007 года, административном отпуске с 17 сентября 2002 года по 27 сентября 2002 года, с 19 марта 2003 года по 20 марта 2003 года.
К периодам работы в должности медсестры с 1 августа 1990 года по 31 октября 1999 года был применен льготный порядок исчисления стажа 1 год за 1 год и 3 месяца, а периоды работы с 01 ноября 1999 года исчислены в календарном порядке.
Всего специальный стаж истицы составляет 21 год и 23 дня.
Отказывая в удовлетворении заявленных ею требований в части, касающейся включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что он имел место с 18 февраля 1994 года по 31 июля 1995 года, то есть в период после 06 октября 1992 года, и оснований не согласиться с такими выводами суду Судебная коллегия не усматривает.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии не предусмотрено.
Норма трудового законодательства, которая ранее предусматривала включение этих периодов в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет, ранее была установлена статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности до 06 октября 1992 года.
Из материалов дела следует, что Сафина З.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 18 февраля 1994 года по 31 июля 1995 года.
При таком положении, учитывая, что период отпуска по уходу за ребенком имел место после 06 октября 1992 года, то и правовых оснований для включения в специальный стаж этого периода у суда первой инстанции не имелось.
Является обоснованным и решение суда в части отказа во включении в специальный стаж и периода работы истицы с 24 февраля 1998 года по 22 июня 1998 года в должности медицинской сестры оздоровительной группы я/сада N8 Бавлинского РОО.
Ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований об исчислении в льготном порядке периодов работы с 1 ноября 1999 года в должности заведующей-медсестры Фаминовского фельдшерского-акушерского пункта Бавлинского ЦРБ, где продолжает работать по настоящее время, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Данные выводы суда также являются правильными, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не усматривает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, пунктом 5 которых установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449)
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года для периодов работы до 01 ноября 1999 года может применяться постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
С учетом изложенного, льготный порядок (1 год работы за 1 год и 3 месяца) исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 года, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п. 2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"). После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть, если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных З.Н.Сафиной требований в этой части Судебная коллегия находит правильным, поскольку нормами пенсионного законодательства не предусмотрено применение льготного исчисления стажа к периоду работы в сельской местности.
Выводы суда о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации также основаны на законе.
При принятии решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался требованиями статьи 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", которыми предусмотрено, что повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора и на основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации эти периоды подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в т.ч. страховые взносы.
Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, отсутствуют.
По указанным выше основаниям отклоняются как несостоятельные доводы истицы в апелляционной жалобе со ссылкой на неправомерность выводов суда о применении календарного порядка исчисления стажа к периоду работы после 1 ноября 1999 года в сельской местности, а равно как к периодам нахождения на курсах повышения квалификации в указанный же период.
При этом, доводы жалобы в части применения льготного порядка исчисления стажа работы в период нахождения на курсах повышения квалификации с 09 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года являются обоснованными, поскольку с учетом вышеназванных положений закона он подлежит включению в исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Пенсионным органом основной период работы также включен в специальный стаж в таком же порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истицы, изложенную в исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, на обоснованность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поэтому в качестве основания для отмены решения послужить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 03 декабря 2013 года в части включения в специальный стаж З.Н.Сафиной периода нахождения на курсах повышения квалификации с 04 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года в календарном исчислении изменить, включив указанный период в специальный стаж З.Н.Сафиной в льготном исчислении за 1 год как за 1 год и 3 месяца.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.