Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Ибрагимова Р.С., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. дело по апелляционному представлению прокурора Советского района города Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Советского района города Казани к муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании бездействия незаконным отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя прокурора - ФИО7 в поддержку апелляционного представления, возражения представителя Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования "адрес" ФИО6 , представителя Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан ФИО4 относительно апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Советского района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Управление градостроительных разрешений).
В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проверки исполнения градостроительного законодательства при строительстве объекта "96-квартирный дом со встроенным детским садом по улице Завойского города Казани". Проверкой установлено, что строительство указанного объекта ведет общество с ограниченной ответственностью "Ак Таш" на земельном участке с кадастровым номером ... , общей площадью 52145 кв.м, предоставленном на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 октября 2012 года N 8057 в аренду товариществу собственников жилья "Защита" на 18 месяцев. Между тем Управлением градостроительных разрешений не выдавалось разрешения на строительство данного объекта, заявления о выдаче такого разрешения не поступало.
Поскольку к полномочиям Управления градостроительных разрешений относятся организация работ по пресечению фактов самовольного строительства, принятие необходимых мер к нарушителям в рамках своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, прокурор просит признать незаконным бездействие Управления градостроительных разрешений.
В судебном заседании представитель прокурора ФИО5 заявление поддержал.
Представитель Управления градостроительных разрешений ФИО6 с заявлением не согласился, пояснив, что при выявлении факта строительства данного объекта без соответствующего разрешения Управлением составлен акт-предписание с требованием о приостановлении строительных работ, направлено обращение в Прокуратуру города Казани и Инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан о необходимости проведения проверки с привлечением застройщика к административной ответственности в соответствии со статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Ак Таш" при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителей не направили.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда, при этом указывает, что Управлением градостроительных разрешений не принято мер по освобождению земельного участка от незаконного строения либо приостановлению строительства в судебном порядке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора - ФИО7 поддержала апелляционное представление, представитель Управления градостроительных разрешений ФИО6 , представтиель Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан ФИО4 просили оставить решение суда без изменения. Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены, в том числе, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Пунктами 5 и 8 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании пункта 15 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани осуществляется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Казани, работа по пресечению фактов самовольного строительства, реконструкции, капитального ремонта на территории города Казани, принимаются меры к нарушителям в соответствии с действующим законодательством.
Положением о муниципальном казенном учреждении "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 26-3, в компетенцию Управления включены:
обеспечение выдачи разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию объектов при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города, в том числе прием от заинтересованных лиц необходимых документов (пункт 3.1.1);
организация работ по пресечению фактов самовольного строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объектов капитального строительства на территории города Казани, принятие необходимых мер к нарушителям в рамках своей компетенции в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.1.4);
направление в уполномоченные органы информации, материалов о самовольном строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, а также приостановлении, прекращении деятельности, производимой с нарушениями условий выданного разрешения на строительство, работ, выполняемых с отклонениями от утвержденной проектной документации, наносящих ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан и организаций, иных нарушениях градостроительного законодательства для привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.1.6);
обеспечение участия в судах по спорам, связанным с компетенцией Управления, в том числе от имени Исполнительного комитета города Казани (пункт 3.1.9).
Как видно из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "Ак Таш" ведется строительство объекта "96-квартирным жилой дом со встроенным детским садом" на земельном участке по "адрес" . По информации Управления градостроительных разрешений на строительство данного объекта разрешения не выдавалось, заявлений о выдаче таких разрешений в Управление не поступало (письмо Управления градостроительных разрешений от 1 августа 2013 года ... "данные изъяты" ).
В ходе выездной проверки 24 сентября 2013 года, проведенной Управлением градостроительных разрешений, установлено, что по "адрес" осуществляется строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, о чем составлен акт-предписание ... с требованием приостановить строительные работы.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из вышеприведенных норм законодательства и муниципальных правовых актов, устанавливающих круг полномочий органов местного самоуправления, в частности - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и его структурного подразделения - Управления градостроительных разрешений. Проанализировав данные нормы в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о том, что объем полномочий Управления в рассматриваемых правоотношениях ограничивается организацией работ по пресечению фактов самовольного строительства, принятием необходимых мер к нарушителям в рамках своей компетенции, направлением в уполномоченные органы информации, материалов о самовольном строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, наносящих ущерб охраняемых законом правам и интересам граждан и организаций, иных нарушениях градостроительного законодательства для привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из положений статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проверка наличия разрешения на строительство является предметом государственного строительного надзора (пункт 2 части 2 статьи 54). Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора (часть 3 статьи 54) или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (часть 4 статьи 45).
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 54).
Поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления не наделены полномочиями по государственному строительному надзору, оснований для признания незаконным бездействия Управления градостроительных разрешений у суда не имелось, с чем соглашается и судебная коллегия.
Довод апелляционного представления о необходимости принятия Управлением мер по освобождению земельного участка от незаконного строения либо приостановлению строительства в судебном порядке не может быть принят в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку данная обязанность не предусмотрена нормативными правовыми либо иными актами, определяющими полномочия Управления градостроительных разрешений. В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд является правом, а не обязанностью заинтересованного лица.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, выводы суда подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами, нормы материального и процессуального права применены судом верно, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 17 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Советского района города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.