Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Янсона А.С. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Вафиной Э.Г. на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Широковой С.В. и Шмурыгина О.В. удовлетворить.
Установить факт владения и пользования умершим 01 августа 1996 года Шмурыгиным В.Н. при жизни земельным участком N 37 площадью 400 кв.м. в садоводческом некоммерческом товариществе "данные изъяты" Высокогорского района РТ на праве собственности и признать данный земельный участок наследственным имуществом Шмурыгина В.Н. .
Установить факт принятия Широковой С.В. наследства, открывшегося после смерти 01 августа 1996 года Шмурыгина В.Н. .
Постановление руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ N 127 от 05 февраля 2009 года о предоставлении в собственность земельного участка N 37 площадью 400 кв.м. в садоводческом товариществе "данные изъяты" Вафиной Э.Г. признать недействительным.
Признать недействительной произведенную 05 мая 2009 года государственную регистрацию права собственности за Вафиной Э.Г. на земельный участок N 37 площадью 400 кв.м. в садоводческом некоммерческом товариществе "данные изъяты" Высокогорского района РТ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Вафиной Э.Г. и ее представителя Пропустиной Э.Н., поддержавших жалобу, возражения Широковой С.В., ее представителя Камалетдинова М.Р., Шмурыгина О.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Широкова С.В. обратилась в суд с иском к Вафиной Э.Г. о признании земельного участка наследственной массой, о признании недействительным постановления о передаче земельного участка в собственность, о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок.
В обоснование требований указывается, что ее отцу Шмурыгину В.Н., как работнику КМПО, в 1981 году был предоставлен земельный участок мерою 400 кв.м N 37 в СНТ ОАО "данные изъяты" Высокогорского муниципального района РТ. Еще при жизни он начал процедуру оформления земельного участка в собственность, оплатил сбор, уплачивал членские взносы.
01 августа 1996 года Шмурыгин В.Н. умер. После его смерти имущество унаследовали истец, ее родной брат - Шмурыгин О.В и их мать - Шмурыгина Г.Ф., умершая 16 июня 1998 года. После смерти родителей Широкова С.В. фактически приняла наследство, пользовалась земельным участком по назначению, однако, не обратившись своевременно к нотариусу в установленный законом срок, свои наследственные права надлежащим образом не оформила. В настоящее время для оформления земельного участка в порядке наследования необходимо установить юридический факт владения Шмурыгиным В.Н. на праве собственности данным земельным участком, а так же факт принятия истцом наследства, открывшегося после смерти своего отца.
Однако Широковой С.В. стало известно, что земельный участок N 37 оказался в собственности Вафиной Э.Г. на основании постановления исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от 05 февраля 2009 года N 127. На земельном участке ответчиком возведена постройка. Полагает владение участком ответчиком незаконным.
На основании изложенного истец просила признать земельный участок мерою 400 кв.м N 37 в СНТ "данные изъяты" Высокогорскиого муниципального района РТ с кадастровым номером ... наследственной массой, открывшейся после смерти Шмурыгина В.Н., умершего 01 августа 1996 года, признать недействительным постановление исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от 05 февраля 2009 года о передаче указанного земельного участка в собственность Вафиной Э.Г., признать недействительным зарегистрированное право собственности Вафиной Э.Г. на земельный участок мерою 400 кв.м N 37 в землях СНТ ОАО "данные изъяты" Высокогорского муниципального района РТ с кадастровым номером ...
Дополнив заявленные требования, Широкова С.В. просила установить факт владения и пользования умершим 01 августа 1996 года ее отцом Шмурыгиным В.Н. при жизни земельным участком N 37 площадью 400 кв.м в СНТ "данные изъяты" на праве собственности и установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти своего отца Шмурыгина В.Н.
В ходе рассмотрения дела третье лицо Шмурыгин О.В. обратился в суд с самостоятельными исковыми требованиями к Вафиной Э.Г. о признании земельного участка наследственной массой, признании постановления о передаче земельного участка в собственность недействительным, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок.
В обоснование требований указал, что вышеназванный земельный участок был предоставлен в 1981 году его отцу Шмурыгину В.Н., как работнику "данные изъяты" . Его отец умер 01 августа 1996 года. При этом еще при жизни он начал процедуру оформления земельного участка в собственность, оплатил необходимый сбор. После смерти отца его имущество унаследовали Шмурыгин О.В., его родная сестра - Широкова С.В. и их мать Шмурыгина Г.Ф., умершая 16 июня 1998 года. После смерти родителей Шурыгин О.В., как фактически принявший наследство, начал пользоваться спорным земельным участком совместно с сестрой по назначению, однако свои наследственные права на данное недвижимое имущество надлежащим образом не оформил. При этом он своевременно оформил наследственные права на иное имущество. В настоящее время для оформления земельного участка в порядке наследования необходимо установить юридический факт владения Шмурыгиным В.Н. при жизни на праве собственности данным земельным участком.
Однако Шмурыгину О.В. стало известно, что земельный участок N 37 оказался в собственности Вафиной Э.Г. на основании постановления исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от 05 февраля 2009 года N 127. На земельном участке ответчиком возведена постройка. Полагает владение участком ответчиком незаконным.
На основании изложенного он просил признать земельный участок мерою 400 кв.м N 37 в СНТ "данные изъяты" Высокогорскиого муниципального района РТ с кадастровым номером ... наследственной массой, открывшейся после смерти его отца Шмурыгина В.Н., умершего 01 августа 1996 года, и матери Шмурыгиной Г.Ф., умершей 16 июня 1998 года, признать недействительным Постановление исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от 05 февраля 2009 года о передаче земельного участка N 37 в собственность Вафиной Э.Г., признать недействительным зарегистрированное право собственности Вафиной Э.Г. на земельный участок мерою 400 кв.м N 37 в землях СНТ ОАО "данные изъяты" Высокогорского муниципального района РТ с кадастровым номером ...
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ и СНТ "данные изъяты" , в качестве третьего лица - Высокогорский отдел Управления Росреестра по РТ.
Ответчик Вафина Э.Г. исковые требования Широковой С.В. и Шмурыгина О.В. не признала.
Суд исковые требования Широковой С.В. и Шмурыгина О.В. удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
Определением от 27 января 2014 года исправлена допущенная в решении суда описка.
В апелляционной жалобе Вафина Э.Г. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что спорный земельный участок предоставлялся Шмурыгину В.Н. в постоянное (бессрочное) пользование без права распоряжения и завещания такого земельного участка. Кроме того, до 2008 года на земельном участке отсутствовали строения, он находился в заброшенном состоянии, имелась задолженность по уплате членских взносов, Широкова С.В. и Шмурыгин О.В. участком не интересовались, не пользовались им.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Аналогичные положения содержались и в ГК РСФСР (ст. 546), действовавшем на момент возникновения наследственных правоотношений (смерти наследодателя и фактического вступления наследников в наследственные права).
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно статье 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении: факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и места открытия наследства; других имеющих юридическое значение фактов.
Из материалов дела следует, что отец Широковой С.В. и Шмурыгина О.В. - Шмурыгин В.Н. с 1981 года являлся членом СНТ "данные изъяты" Высокогорского района РТ и пользовался земельным участком N 37, площадью 400 кв.м, уплачивал членские взносы, другие необходимые платежи.
Решением Президиума Высокогорского районного Совета народных депутатов РТ N 86 от 23 октября 1992 года о предоставлении земельных участков в собственность, земли Учхоза КГВИ отведены и закреплены за садоводческими товариществами с правом владения земельным участком каждым членом в пожизненно наследуемое владение.
Согласно справке Управления Росреестра по РТ на имя Шмурыгина В.Н. было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок N 37, площадью 400 кв.м, расположенный в СНТ "данные изъяты" Высокогорского района РТ на основании решения Президиума Высокогорского районного Совета народных депутатов РТ N 86 от 23 октября 1992 года.
01 августа 1996 года Шмурыгин В.Н. умер, после его смерти открылось наследство на принадлежавшее ему имущество, в том числе на земельный участок N 37 в СНТ "данные изъяты" Высокогорского района РТ.
После его смерти имущество унаследовали Широкова С.В., Шмурыгин О.В и их мать - Шмурыгина Г.Ф., умершая 16 июня 1998 года.
Шурыгин О.В. в установленный срок обратился к нотариусу и оформил наследственные права на часть наследственного имущества после отца Шмурыгина В.Н. и матери Шмурыгиной Г.Ф.
После смерти отца Широкова С.В. фактически приняла наследство в виде спорного земельного участка, пользовалась им по назначению, однако к нотариусу в установленный законом срок не обращалась, наследственные права надлежащим образом не оформляла.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции признал установленным факт владения и пользования умершим 01 августа 1996 года Шмурыгиным В.Н. при жизни земельным участком N 37, площадью 400 кв.м в СНТ "данные изъяты" Высокогорского района РТ на праве собственности, в связи с чем данный земельный участок относится к наследственному имуществу Шмурыгина В.Н., а так же установил факт принятия Широковой С.В. наследства, открывшегося после смерти ее отца Шмурыгина В.Н.
Таким образом, земельный участок N 37 в СНТ "данные изъяты" Высокогорского района РТ в муниципальной собственности не находился, а являлся собственностью Шмурыгина В.Н., после его смерти стал наследственным имуществом, которое было фактически принято наследниками умершего. Следовательно, Высокогорское муниципальное образование в лице исполнительного комитета Высокогорского муниципального района не имело права распоряжаться указанным земельным участком.
С учетом изложенного постановление руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ N 127 от 05 февраля 2009 года о предоставлении в собственность данного земельного участка Вафиной Э.Г. и зарегистрированное за ней право собственности на земельный участок обоснованно признаны недействительными.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Вафиной Э.Г. правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
При этом доводы жалобы о предоставлении Шмурыгину В.Н. спорного земельного участка только в постоянное (бессрочное) пользование опровергаются материалами дела. Так, следует отметить, что на земельный участок имеется свидетельство о праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования землей, выданное на основании решения Президиума Высокогорского районного Совета народных депутатов РТ N 86 от 23 октября 1992 года, на имя Шмурыгина В.Н. (л.д. 9, Т.1).
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Вафиной Э.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.