Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева,
судей Р.Э. Курмашевой, А.Х. Хисамова,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Гизетдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Р.И. Халиуллина на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года, которым постановлено:
исковое заявление В.Н. Архипова к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, выраженное в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 89,5 кв.м. по внешнему обмеру, занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78,9 кв.м., инв. N ... лит. А, расположенный по адресу: "адрес"
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала, общей площадью 89,5 кв.м. по внешнему обмеру, занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78, 9. кв.м., инв. N ... лит. А, расположенный по адресу: "адрес" , подготовить соответствующий проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Признать незаконными действия Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, выраженное в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 89,5 кв.м. по внешнему обмеру, занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78,9. кв.м., инв. N ... , лит. А, расположенного по адресу: "адрес"
Обязать Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани принять предложение о предоставлении земельного участка, площадью 89,5 кв.м., занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78, 9. кв.м., инв. N ... лит. А, расположенный по адресу: "адрес" подготовить соответствующий проект распоряжения о представлении земельного участка в собственность В.Н. Архипова после формирования земельного участка.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предоставить В.Н. Архипову в собственность за плату земельный участок, площадью 89,5 кв.м., занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78,9 кв.м., инв. N ... , лит. А, расположенного по адресу: "адрес" после формирования земельного участка.
Обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ... , площадью 80,96 кв.м. в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения в поддержку доводов жалобы представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Р.И. Халиуллина, выслушав возражения против доводов апелляционной жалобы представителя В.Н. Архипова - А.Р. Рыбак, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Н. Архипов обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету города Казани, МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Муниципального образования г. Казани"
о признании незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани", выраженные в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 89,5 кв.м., занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78, 9. кв.м., инв. N ... , лит. А, расположенного по адресу: "адрес" ;
о возложении на Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани обязанности в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала, площадью 89,5 кв.м., занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78, 9. кв.м., инв. N ... , лит. А, расположенного по адресу: "адрес" подготовить соответствующий проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка;
о признании незаконными действий Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, выраженных в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 89,5 кв.м., занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78, 9. кв.м., инв. N ... , лит. А, расположенного по адресу: "адрес"
о возложении на Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани обязанности принять предложение о предоставлении земельного участка, площадью 89,5 кв.м., занимаемого зданием (минимаркета) общей площадью 78, 9. кв.м., инв. N ... лит. А, расположенного по адресу: "адрес" подготовить соответствующий проект распоряжения о представлении земельного участка в собственность В.Н. Архипова.
В суде первой инстанции представитель истца требования уточнила. Просила признать незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани", выраженные в непринятии решения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка. Возложить на Муниципальное казенное учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда выдать схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала. Подготовить соответствующий проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка. Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Муниципального образования г. Казани", выраженные в непринятии решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка. Возложить на Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Муниципального образования г. Казани" обязанность принять предложение о предоставлении спорного земельного участка в собственность, подготовить соответствующий проект распоряжения о представлении земельного участка в собственность В.Н. Архипова после формирования земельного участка. Возложить на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обязанность предоставить В.Н. Архипову в собственность за плату спорный земельный участок, после его формирования. Возложить на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ... площадью 80,96 кв.м. в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, в обоснование заявленных требований указав, что истцу на праве собственности принадлежит здание магазина, расположенное по адресу: "адрес" истец 16 мая 2013 года в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в МКУ "УАиГ ИК МО г. Казани" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка; далее 16 августа 2013 г. в МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность. МКУ "УАиГ ИК МО г. Казани" письмом от 11 июня 2013 года отказал в формировании земельного участка, в связи с тем, что ранее постановлением главы Администрации г. Казани от 26 февраля 1998 года N 370 "Об отводе Обществу с ограниченной ответственностью "Центроторг" земельных участков для строительства торговых павильонов в Приволжском районе" был сформирован земельный участок площадью 81 кв.м. по ул. Ю. Фучика, на остановке общественного транспорта "адрес" Данный земельный участок прошел кадастровый учет и имеет кадастровый номер ... МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" выдал истцу проект постановления о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года, площадью 80,9 кв.м.
Истец считал действия ответчиков неправомерными, в связи с тем, что площадь здания, находящего в собственности истца, по внешнему обмеру составляет - 89,5 кв.м., а площадь ранее сформированного и предлагаемого истцу в аренду земельного участка - 81 кв.м. Более того, истец просил предоставить земельный участок на праве собственности, а МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" подготовило проект постановления о предоставлении земельного участка в аренду. По мнению истца, площадь земельного участка, подлежащая формированию и предоставлению в собственность, не может быть менее 89,5 кв.м. - площади здания по внешнему обмеру. Предоставление земельного участка площадью, меньшей, чем площадь непосредственно здания, противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.
В суде первой инстанции представитель истца исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки в суд не представили.
Представитель третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" при рассмотрении дела в суде первой инстанции отсутствовал.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Р.И. Халиуллин выражает несогласие с решением суда, ввиду незаконности и необоснованности.
В суде апелляционной инстанции представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Р.И. Халиуллин доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, указав, что объект недвижимости, под который испрашивается земля, находится в створе "красных линий".
Представитель В.Н. Архипова - А.Р. Рыбак просила решение суда оставить без изменения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.Между тем, указанным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридических лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 2 той же статьи, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 6 той же статьи, в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом земельное законодательство не допускает возможности отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации). Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития (п.8. ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные В.Н. Архиповым требования, исходил из того, что наличие ранее сформированного земельного участка препятствует истцу в реализации его права на приватизацию земельного участка, предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан считает, что с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции установлено, что установлено, что истец владеет зданием минимаркета общей площадью 78,9 кв.м., инв N ... , лит А расположенного по адресу: "адрес" , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 мая 2013 года.
Из представленного истцом технического паспорта усматривается, что площадь здания, по внутреннему обмеру составляет 78,9 кв.м., по внешнему обмеру составляет - 89,5 кв.м.
Отказ МКУ "УАиГ ИК МО г. Казани" в формировании запрашиваемого земельного участка связан с тем, что ранее Постановлением главы Администрации г. Казани от 26 февраля 1998 года N 370 "Об отводе Обществу с ограниченной ответственностью "Центротогр" земельных участков для строительства торговых павильонов в Приволжском районе" был сформирован земельный участок площадью 81 кв.м. по "адрес" на остановке общественного транспорта "адрес"
Из представленной истцом кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером ... следует, что последний был поставлен на кадастровый учет 1 сентября 1999 года. Площадь и местоположение границ ориентировочные, подлежат уточнению при межевании, сведения о правах отсутствуют (лист КВ 1, раздел 14 сведения о правах), ранее был предоставлен в аренду ООО "Центроторг" до 16 февраля 2003 года (лист КВ. 3), в настоящее время права на земельный участок ни за кем не закреплены.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В суде апелляционной инстанции установлено, что спорное строение находится в створе красных линий, то есть расположено на землях общего пользования. Данное обстоятельство подтверждается выкопировкой красных линий, выданной отделом дежурного плана красных линий МУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани".
Согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из анализа указанных норм закона, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования, оснований для предоставления данного участка в собственность истца не имелось.
В этой связи у суда не имелось оснований для признания действий ИКМО г. Казани и МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" выраженных в непринятии решений об утверждении схемы расположения земельного участка и о предоставлении в собственность спорного земельного участка незаконными и возложении на МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" обязанности выдать схему расположения земельного и подготовить соответствующий проект распоряжения о предоставлении земельного участка, после его формирования.
В суде апелляционной инстанции, представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Р.И. Халиуллин указал, что предоставление земельного участка возможно в аренду.
На основании ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании вышеизложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований В.Н. Архипова.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований В.Н. Архипова к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани отказать.
Апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Р.И. Халиуллина удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.