Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,
судей Ю.Р. Мочаловой, М.М. Сальниковой ,
при секретаре А.С. Шараповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны Н.А. Идиятуллиной на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 марта 2012 года, которым постановлено:
заявление прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц о понуждении оборудовать здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов удовлетворить частично.
Обязать Учреждение "Управление Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан оборудовать при входе в здание, расположенное по адресу: "адрес" специальными приспособлениями: пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.
В удовлетворении заявления к отделу полиции N4 "Электротехнический" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны и Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Н.А. Идиятуллиной, в поддержку жалобы, прокурора И.А. Золина, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Набережные Челны (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к отделу полиции N4 "Электротехнический" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны (далее ОП N4), Учреждению "Управление Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны" (далее УМВД России по городу Набережные Челны), Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее МВД России по РТ), Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о понуждении оборудовать здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов.
В обоснование требований указал, что 7 декабря 2012 года в связи с поступившей жалобой ФИО N1 была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. Актом прокурорской проверки установлено, что на входе в здание ОП N4, находящегося по адресу: "адрес" не созданы условия для доступа инвалидов-колясочников внутрь здания: на входе в здание имеется лестница высотой 1.20 м, состоящая из 9 ступеней (высота каждой ступени 16 см). На первом этаже здания имеется ограждение, состоящее из мебельных щитов и "вертушки". Лифт в здании не предусмотрен, отсутствует кабинет для приема граждан из маломобильной группы населения.
Просил обязать ответчиков оборудовать вход в здание, в котором расположен ОП N4, специальными приспособлениями: пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.
Представитель ОП N4, УМВД России по городу Набережные Челны, МВД по РТ в судебном заседании иск не признала.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан своего представителя в суд не направило.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе УМВД России по городу Набережные Челны ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что ОП N4 не является органом, оказывающим социальные услуги, и не относится к социальной инфраструктуре города. В ОП N4 созданы все необходимые условия для обеспечения инвалидов возможностью получения помощи полиции.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами- автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов- на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Согласно пунктам 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
Как видно из материалов дела, собственником здания по улице "адрес" , в котором размещен ОП N4, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Согласно пункту 1.1 договора безвозмездного пользования государственным имуществом от 30 декабря 2011 года (далее - договор) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ссудодатель) вышеуказанное государственное имущество (здание) предоставило УМВД России по городу Набережные Челны (ссудополучателю) в безвозмездное пользование.
Как установлено прокурорской проверкой, в вышеуказанном здании не созданы условия для доступа инвалидов-колясочников внутрь здания. Так, на входе в здание имеется лестница высотой 1.20 м, состоящая из 9 ступеней (высота каждой ступени 16 см). На первом этаже здания имеется ограждение, состоящее из мебельных щитов и "вертушки". Лифт в здании не предусмотрен, отсутствует кабинет для приема граждан из маломобильной группы населения.
В соответствии с пунктом 2.4 договора ссудополучатель обязан проводить капитальный ремонт, перепланировки, реконструкции и переоборудование имущества только под контролем ссудодателя и на основании документации, разработанной и утвержденной в порядке, предусмотренном действующим законодательством (при наличии письменного согласия ссудодателя).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пандус является элементом строительной конструкции. При этом установка пандуса на крыльце здания не приведет к изменению его технико- эксплуатационных характеристик. Таким образом, установление строительного элемента - пандуса можно отнести к производству капитального ремонта.
Поскольку пункт 2.4 договора в части обязанности производить капитальный ремонт возлагает на УМВД России по г. Набережные Челны" (ссудополучателя) лишь при наличии письменного согласия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности по установке пандуса и поручней на входе здания, в котором расположен ОП N 4, как на собственника помещения - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, так и на пользователя - УМВД России по города Набережные Челны.
Решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.
Суд правильно указал, что индивидуальная мобильность инвалидов, согласно статье 20 "Конвенции о правах инвалидов", должна осуществляться благодаря содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способами, в выбираемое ими время.
Граждане-инвалиды в силу своего состояния здоровья и беспомощности, а также возраста являются социально-незащищенной категорией граждан и не могут самостоятельно защищать свои права и интересы.
Отсутствие специальных приспособлений, обеспечивающих беспрепятственный доступ в ОП N4 приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны Н.А. Идиятуллиной - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.