Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Сахиповой Г.А., Габидуллиной А.Г.,
при секретаре Гайнетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Самойловой Е.В. на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Самойловой Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Лениногорском районе и г. Лениногорске РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самойлова Е.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что она 28.10.2013 года обратилась в УПФ РФ в Лениногорском районе и г. Лениногорске РТ с заявлением о назначении ей досрочной пенсии. Решением УПФ РФ в Лениногорском районе и г. Лениногорске РТ от 05.11.2013 года ей было отказано в удовлетворении заявления. Пенсионный орган отказался включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 03.10.1988 года по 04.01.1997 года в должности старшей медсестры в детских яслях-саду N 24 ЖКХ, с 05.01.1997 года по настоящее время в должности старшей медсестры в яслях-саде N 24. С данным решением она не согласна и считает, что ее специальный трудовой стаж на момент обращения в Пенсионный фонд составляет:
- с 15.08.1979 года по 12.05.1985 года в должности медсестры детских яслей N 2 ЦРБ (05 лет 08 месяцев 27 дней);
- с 01.07.1986 года по 03.10.1988 года в должности медсестры, старшей медсестры детских яслей N 2 ЦРБ (02 года 03 месяца 02 дня);
- с 03.10.1988 года по 04.01.1997 года в должности старшей медсестры в детских яслях-саде N 24 ЖКХ (10 лет 03 месяца 01 день);
- с 05.01.1997 года по 28.10.2013 года в должности старшей медсестры в яслях-саде N 24 (16 лет 09 месяцев 23 дня). Итого 35 лет 00 месяцев 23 дня, за исключением административных отпусков в периоды с 03.07.1989 года по 15.07.1989 года, с 04.07.1990 года по 06.07.1990 года, всего 16 дней. Следовательно, ее специальный трудовой стаж составляет 35 лет 00 месяцев 07 дней. Считает, что до 22.09.1993 года спорные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж, так как на тот момент действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397. Кроме того, истец считает, что период ее трудовой деятельности с 22.09.1993 года по 29.10.2002 года не включён в специальный трудовой стаж необоснованно, так как в этот период действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464. Период трудовой деятельности истца с 29.10.2002 года по настоящее время, по мнению Самойловой Е.В., не включён в специальный трудовой стаж необоснованно, так как в этот период действовало Постановление Правительства от 29.10.2002 N 781. Работая в вышеуказанных должностях, она не осуществляла воспитательные функции, а осуществляла лечебно- профилактическую работу, в своей работе подчинялась детской поликлинике г.Лениногорска. Просила признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить спорные периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию.
В судебном заседании истица иск поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Самойлова Е.В. просит решение суда отменить, приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления, указывая, что работая в вышеуказанных должностях, она не осуществляла воспитательные функции, а осуществляла лечебную профилактическую работу, в своей работе подчинялась детской поликлинике г.Лениногорска.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела усматривается, что 28.10.2013 года Самойлова Е.В. обратилась в УПФ РФ в Лениногорском районе и г. Лениногорске РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением УПФ РФ в Лениногорском районе и г. Лениногорске РТ N ... от 05.11.2013 года (с учетом изменений) ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за отсутствием требуемого стажа 30 лет.
При этом ответчиком в специальный стаж не включены периоды работы 01.10.1993 года по 04.01.1997 года в должности старшей медицинской сестры ясли-сада N24 ЖКХ НГДУ "Лениногорскнефть" ПО "Татнефть"; с 05.01.1997 года по настоящее время в должности старшей медицинской сестры в МДОУ N24.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для зачета в стаж лечебной деятельности истицы оспариваемых периодов ее работы.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия по следующим основаниям.
В период до 01.10.1993 года действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данным Перечнем ясли-сады и детские сады были включены в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Приведенные акты утратили силу 1.10.1993 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 953. Соответственно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в дошкольных образовательных учреждениях перестала учитываться в составе стажа работы, дающего право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, также не предусмотрена возможность включения в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры в дошкольных образовательных учреждениях.
При таковых данных, учитывая произошедшие в законодательстве изменения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые периоды работы истицы, в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, включению не подлежат.
Довод в жалобе о том, что, она не осуществляла воспитательные функции, а осуществляла лечебную профилактическую работу, в своей работе подчинялась детской поликлинике г. Лениногорска отклоняются, так как данные обстоятельства утратили, исходя из действующего правового регулирования, значение по рассматриваемому вопросу.
Апелляционная жалоба, обоснованная ссылкой на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную, в частности, в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П, о недопустимости утраты гражданами прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, отклоняется, поскольку выполнявшаяся Самойловой Е.В. до 01.10.1993 года работа в должности старшей медицинской сестры, оценена на основе действовавшего на тот момент законодательства и включена ответчиком бесспорно в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. При этом к периодам, начиная с 01.10.1999 года, так как истцом самостоятельно принято решение о продолжении работы в должности, не предоставляющей в дальнейшем права на льготное пенсионное обеспечение, применено новое правовое регулирование, что не противоречит приведенной выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного, установив, что по состоянию на 28.10.2013 года у истицы отсутствовал необходимый стаж лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции правомерно постановил решение об отказе в удовлетворении иска и в части требования о назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию, высказанную истицей в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, направлены к иной оценке имеющихся в деле доказательств и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.199, п.1 ст.328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Самойловой Е.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.