Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 24 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А.
судей - Писцова С.В.,
- Пестрикова О.В.,
при секретаре - Сухановой Е.О., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Курильского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Крюкова Д.А. об оспаривании решения начальника [наименование Учреждения 1] о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением суда заявление Крюкова, в котором он оспаривал решение начальника [наименование Учреждения 1] о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кроюков просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование своей просьбы автор апелляционной жалобы, ссылаясь на часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что, поскольку на учет нуждающихся в жилых помещениях он был принят [наименование Учреждения 2], то только этот орган и может принять решение о снятии его с жилищного учета.
Далее Крюков, анализируя нормы Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", считает, что он и его супруга участвовали в несовершеннолетнем возрасте в приватизации квартир, предоставленных их родителям, и приходящиеся им доли в указанных жилых помещениях были им переданы в порядке приватизации в силу закона о защите прав несовершеннолетних, что не лишает их права на однократную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
С момента начала прохождения им военной службы он и его супруга в квартирах их родителей не проживали, не были там зарегистрированы, а в период военной службы ни им, ни членами его семьи жилье в собственность не приобреталось, что в силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дает ему право на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемых Крюковым действий должностного лица [наименование Учреждения 1], связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнений в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При этом названные положения распространяются на все жилые помещения независимо от места их нахождения.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что заявитель и его супруга до 2010 года в "адрес" являлись собственниками 2/3 доли (29,54 кв.м.) и 1/4 доли (11,27 кв.м.), соответственно, в квартирах, которые ранее были предоставлены их родителям.
Суммарная общая площадь этих жилых помещений составляла 40,8 кв.м., что превышала учетные нормы площади жилого помещения для нахождения Крюкова с составом семьи на июль 2013 года (3 человека) на учете нуждающихся в жилых помещениях, как в "адрес", так и в "адрес", избранном заявителем после увольнения с военной службы в качестве постоянного места жительства. Эти нормы установлены Решением городской Думы "адрес" от 14 сентября 2006 года N 60 (10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека) и постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 (менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека).
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, начальником [наименование Учреждения 1] 12 июля 2013 года было принято правомерное решение о снятии Крюкова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку при постановке Крюкова в 2009 году на жилищный учет вышеуказанные данные им не были представлены в жилищный орган, осуществляющий принятие военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При этом на законность оспариваемых Крюковым действий должностного лица не влияет тот факт, что ни заявитель в период прохождения им военной службы, ни его супруга не были зарегистрированы в жилых помещениях, где у них ранее имелись доли, которые изначально были им переданы в собственность в несовершеннолетнем возрасте в порядке приватизации жилых помещений, поскольку согласно действующему жилищному законодательству при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должны учитываться жилые помещения всех членов семьи военнослужащего, которые проживают совместно с ним, и которые претендуют на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная службы, именно в качестве членов семьи военнослужащего.
Учитывая, что 13 июля 2010 года Крюков и его супруга произвели действия по отчуждению вышеуказанных долей путем их дарения матери супруги заявителя, которые свидетельствуют о намеренности заявителя и его супруги приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, такое право в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть ими реализовано только по истечении пяти лет со дня совершения вышеуказанных намеренных действий.
Что касается довода автора апелляционной жалобы о наличии у него и его супруги в силу Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" права на однократную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, то он не имеет правового значения при разрешении данного дела, поскольку целью вышеуказанного нормативного правового акта является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Несостоятельным судебная коллегия расценивает и довод Крюкова относительно того, что правом на снятие его с учета нуждающихся в жилых помещениях обладает только [наименование Учреждения 2] района.
До издания Министром обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентировался Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
Согласно пункту 28 названной Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Довольствующие [наименование Учреждения 2] районов в соответствии с пунктами 26 и 30 той же Инструкции осуществляли лишь учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), по спискам очередников и вправе были возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них были включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства.
С изданием же Министром обороны Российской Федерации приказа от 30 сентября 2010 года N 1280 решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом, которым в соответствии с пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", применительно к заявителю, является [наименование Учреждения 1], которым и было принято обоснованное решение о снятии Крюкова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курильского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Крюкова Д.А. об оспаривании решения начальника [наименование Учреждения 1] о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.