Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Авериной Е.Г.,
при секретаре Конусовой С.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани
на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 марта 2014 года
по иску Понкратовой Тамары Альбертовны к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани о включении в страховой стаж периода работы,
УСТАНОВИЛА:
Понкратова Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сторожа в "данные изъяты", ссылаясь на то, что ответчиком из подсчета страхового стажа указанный период работы исключен по основаниям неуплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и отсутствия сведений индивидуального персонифицированного учета.
Истец считает действия Пенсионного Фонда не законными, нарушающими ее права, с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика включить в страховой стаж указанный период работы и произвести ей перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Понкратова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Ванина И.А. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 марта 2014 года исковые требования Понкратовой Т.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что после принятия Федерального закона N 27-ФЗ от 1 апреля 1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", при подсчете страхового стажа подлежат включению периоды работы, которые подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицируемого учета. Такие сведения за спорный период истца представлены не были, соответственно страховые взносы в Пенсионный Фонд не начислялись. В связи с чем, по представленным документам у пенсионного органа не имелось законных оснований включать спорные периоды в страховой стаж истца.
Выслушав докладчика по делу, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани Здобновой А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Понкратовой Т.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Как следует из материалов дела, Понкратовой Т.А. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в связи с достижением возраста 55 лет. При этом отказано во включении в трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сторожа в "данные изъяты" в связи с тем, что указанный период не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ею были представлены документы, подтверждающие работу в спорный период, который подлежит включению в страховой стаж необходимый для установления трудовой пенсии по старости.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
В соответствии с пунктом 4 Правил, при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Основным документ, подтверждающий периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка. Если по каким-либо причинам трудовая книжка отсутствует или записи в ней неточны (неправильны, неполны), подтвердить периоды работы можно: письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день заключения договора; справкой, выданной работодателем или соответствующим государственным (муниципальным) органом; выпиской из приказов работодателя о приеме на работу и увольнении; выписками из лицевых счетов и платежных ведомостей.
Как следует из пункта 40 Правил, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (иной деятельности), должны содержать следующие сведения: номер и дату выдачи; фамилию, имя, отчество лица, которому выдается документ; число, месяц и год рождения лица, которому выдается документ; место работы, период работы, наименование профессии (должности); основание выдачи документа (приказ, лицевые счета и др.).
Документы, выданные при увольнении, принимаются в подтверждение страхового стажа и без указания основания их выдачи. Копии документов, связанных с работой, заверяются надлежащим образом (печатью организации и подписью должностного лица) и выдаются работнику по его письменному заявлению ( статья 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, согласно записям в трудовой книжке Понкратовой Т.А., приказом N от ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность сторожа в "данные изъяты" "данные изъяты" , затем уволена по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ приказом N от ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на то, что пенсионный фонд решил не включать спорный период работы истицы в страховой стаж, поскольку отчисления в пенсионный фонд не производились, суд первой инстанции правильно посчитал, что указанный период подлежит зачету в стаж Понкратовой Т.А..
Данный вывод суда согласуется и основан на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 9-П от 10 июля 2007 года, согласно которой, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой, законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованы и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 3 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П и др.).
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обязанность представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), а также сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы, которые приобретены всеми работающими застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, возложена на страхователя (работодателя).
Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 9-П от 10 июля 2007 года, что касается застрахованных лиц, то им предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет Пенсионного фонда РФ, а Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан бесплатно один раз в год направлять застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (статья 15 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 14 - 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьи 62 и 303 Трудового кодекса Российской Федерации). Однако, поскольку сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, хотя и получают указанную информацию, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.
Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается названным Федеральным законом на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 25, 26 и 27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.
Из пояснений представителя ответчика следует, что период работы истца не оспаривается, причиной отказа во включении спорного периода в страховой стаж истца в\ связан с неисполнением работодателем обязанности по отчислению страховых взносов за работника в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сторожа в "данные изъяты" , подлежит включению в страховой стаж истца, поскольку неисполнение работодателем своих обязанностей по уплате страховых взносов и предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета работника в пенсионный фонд, не должно препятствовать реализации права работника своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.