Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Кондратьеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Город Астрахань" по доверенности Плаксина А.П. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2014 года по заявлению прокурора Советского района г. Астрахани о признании бездействия администрации МО "Город Астрахань" незаконным,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Советского района г. Астрахани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Астрахани незаконным. Заявление мотивировано тем, что администрация г. Астрахани не выполняет возложенную на нее законом обязанность по обрезке и сносу сухостойных, аварийных деревьев, чем создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.
В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г. Астрахани АКбашев Р.Р. заявление поддержал в полном объеме.
Представитель администрации г. Астрахани по доверенности Плаксин А.П. возражал против удовлетворения заявления.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2014 года бездействие администрации г. Астрахани по непринятию мер к обрезке и сносу сухостойных, аварийных деревьев на улицах города Астрахани: "адрес", признано незаконным. На администрацию г. Астрахани возложена обязанность произвести работы по обрезке сухостойных и сносу аварийных деревьев.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Астрахани по доверенности Плаксин А.П. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на допущенное судом неправильное применение норм материального права. Как сообщает Плаксин А.П., организация обрезки и сноса деревьев по "адрес" "адрес" должна быть осуществлена собственниками квартир многоквартирных домов вблизи которых расположены сухостойные и аварийных деревья. Обрезка сухостойных деревьев по "адрес" подлежит выполнению собственниками жилого дома, расположенного в непосредственной близости. Представитель администрации указывает, что обрезка и снос сухостойных и аварийных деревьев не относятся к обязанностям местной администрации, а, соответственно, невозможно признать в этой части незаконным бездействие муниципалитета и обязать его выполнить данные мероприятия.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя администрации г. Астрахани по доверенности Плаксина А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Самодаевой К.В., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
При разрешении заявления суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Как следует из материалов дела, по "адрес" у "адрес" городе Астрахани произрастают три тополя, являющихся аварийными и подлежащими обрезке аварийных ветвей и вершин. По "адрес" у "адрес" "адрес" по периметру расположено пятнадцать деревьев (тополя, ясени, клены ясенелистые), подлежащие обрезке сухих и аварийных ветвей, а также десять сухостойных и авариных деревьев (тополя, ясени ясенелистные), предназначенные для сноса. На "адрес" у "адрес" "адрес" в городе Астрахани произрастают тридцать три дерева (тополя), подлежащие обрезке сухих и аварийных ветвей, а также семнадцать сухостойных и аварийных деревьев (тополя, ивы) для сноса. Наличие на указанных территориях сухостойных и аварийных деревьев, подлежащих сносу либо обрезке сухих и аварийных ветвей, подтверждено соответствующими заключениями специалистов. Из переписки собственников "адрес" с администрацией города Астрахани следует, что местная администрация сообщала о намерении включения работ по обрезке деревьев в план производства работ, указывая на недостаток финансирования по данному вопросу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, относятся к вопросам местного значения. В целях реализации названного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ решением городского Совета города Астрахани от 1 июля 2003 года N 51 утверждены Правила благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани. В силу пункта 3.1.1 названных Правил все зеленые насаждения в пределах городской черты (независимо от ведомственной принадлежности) считаются зеленым фондом города Астрахани. Благоустройство территории городского округа - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. На территории города Астрахани имеется муниципальное бюджетное учреждение, подведомственное управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации "адрес", к основному виду деятельности которого относится глубокая обрезка и валка крупномерных деревьев, - "данные изъяты" В силу правового положения заинтересованного лица, к его задачам относится деятельность, связанная с выполнением работ по благоустройству муниципального образования в пределах, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Земельный участок по "адрес" "адрес" не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земельные участки по "адрес" сформированы, их правообладателем является администрация г. Астрахани. Доказательств того, что зона "адрес", где произрастают аварийные деревья, не относится к улице, с проходящими маршрутами пассажирского транспорта, заинтересованным лицом не представлено. Не представлены доказательства по принятию местной администрацией мер к благоустройству указанных территорий, в том числе уничтожению сухой растительности.
Данных о том, что работы по благоустройству территории муниципального образования, в том числе выявление, признание аварийными, включение в муниципальное задание, снос и обрезку аварийных деревьев, возложены на иную организацию, отсутствуют. Исходя из принципа состязательности сторон (статья 12 Гражданского процессуального кодекса РФ) и распределения бремени доказывания по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, районный суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу о признании бездействия заинтересованного лица незаконным. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на безопасность их жизни и здоровья. В этой связи, доводы апелляционной жалобы в данной части направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.