Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 06 мая 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего БАННОГО И.И.,
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В., КУЛЕШОВОЙ Е.В.,
при секретаре МИЛИЦА Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 мая 2014 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе Ц. на решение Советского районного суда г. Брянска от 05 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Ц. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании действий неправомерными, обязании включить в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Ц. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Департаментом строительства и архитектуры Брянской области на основании её обращения было принято решение о выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное в зоне проживания с правом на отселение в г. Клинцы Брянской области, "адрес" и принадлежащее Ц. (протокол комиссии N от 28.06.2013 г.). Однако, до настоящего времени выплата указанной компенсации за утраченное имущество ей не произведена. Из письма Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 25.07.2013 г. N 7043 ей стало известно, что решение комиссии о выплате компенсации за утраченное имущество приостановлено в связи с изменением законодательства. Полагая, что действия по приостановлению ранее принятого решения комиссии противоречат нормам действующего законодательства, истец просила суд признать неправомерными действия Департамента строительства и архитектуры Брянской области, выразившиеся в приостановлении исполнения решения комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС о выплате компенсации за имущество, расположенное по адресу: Брянская область, г. Клинцы, "адрес"; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Ц. в список граждан на получение компенсации за указанное имущество и предоставить данный список в Управление Федерального казначейства по Брянской области для получения ею компенсации в сумме 4 987 000 рублей; а также взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебном заседании Ц. иск поддержала, просила суд его удовлетворить.
Представители ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области, третьего лица администрации г. Клинцы Брянской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ц. просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что суд вышел за пределы исковых требований и разрешил вопрос о правах, за защитой которых она не обращалась, а заявленные ею исковые требования судом не разрешены. Полагает, что нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, требования ст. 198 ГПК РФ, предъявляемые к судебному решению.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения представителя Ц.- А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего отменить решение суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N1582 территория г. Клинцы Брянской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Материалами дела подтверждается, что истице на праве собственности принадлежит дом, расположенный в зоне проживания с правом на отселение по адресу: Брянская область, г. Клинцы, "адрес" Право собственности на указанное домовладение возникло на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию доли дома от 05.06.2008 г., решения Клинцовского городского суда Брянской области от 23.03.2012 г., договора дарения доли дома от 26.05.2012 г ... Из технического паспорта дома, составленного ГУП "Брянскоблтехинвентаризапия" по состоянию на 12.10.2011 г ... следует, что год постройки жилого помещения - 2000 г.
Ц. относится к категории граждан, указанной в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку выехала добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Согласно сведениям из письма Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 01.06.2013 г. N 5204 установлено, что комиссией Департамента по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС принято решение о выплате компенсации Ц. за имущество, расположенное по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, "адрес"
Письмом Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 25.07.2013 года N 7043 истцу сообщили о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона " О внесении изменения в статью 17 Закона РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" N 154-ФЗ от 02.07.2013 г., направленное ранее в ее адрес
решение комиссии (протокол N от 28.06.2013 г.) приостановлено. Требуется
проведение дополнительного рассмотрения представленных документов на
имущество, расположенное по адресу: г. Клиниы, "адрес" на соответствие принятому Закону.
Требованиями ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам РФ гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с п.1 ст.22 вышеназванного закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 указанного закона гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость:
строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года;
домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства;
всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
Таким образом, действующее законодательство связывает право на компенсацию за утраченное имущество с местом, где находится данное имущество.
Поскольку сдаваемое истицей имущество находится в зоне проживания с правом на отселение, положение абз. 2 п. 4 ст. 17 Закона, требующее, чтобы имущество находилось в зоне отчуждения или отселения, не может быть применено к возникшим отношениям.
Разрешая возникший спор, суд правильно исходил из того, что спорное жилое помещение расположено в зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем, право на получение денежной компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за Ц. не может быть признано и истец не может быть включена в списки граждан на получение данной компенсации.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2004 N 869 (ред. от 24.10.2013) "Об утверждении Правил выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня представления гражданином заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме (п.5). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства, (п.6).
Постановлением Администрации Брянской области от 11.10.2010 N 1021 (ред. от 07.10.2011) Департамент строительства и архитектуры Брянской области определен органом исполнительной власти Брянской области, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.2).
Согласно п. 4 Постановления Администрации Брянской области от 11.10.2010 N 1021 (ред. от 07.10.2011) выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, сформированных Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и утвержденных распоряжением администрации области, за исключением списков граждан, сформированных на основании судебных актов, вступивших в законную силу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ц., суд правильно указал на то, что приостановление решения комиссии (протокол N от 28.06.2013 г.) о выплате денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС не может рассматриваться как неправомерное, нарушающее права истца, поскольку указанное решение комиссии носит лишь рекомендательный характер. Право истца на получение компенсации за утраченное имущество в связи с катастрофой на ЧАЭС решением комиссии не устанавливается и указанное ею имущество утраченным не признается.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о неправомерности приостановления выплаты истцу денежной компенсации, суду не представлено, как не представлено и доказательств причинения ответчиком морального вреда истице.
В силу ст. 151 ГК РФ обязанность возмещения морального вреда не может быть возложена на ответчика.
По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы истицы сводятся к иному толкованию закона, поэтому не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия оснований к отмене решения суда первой инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда Г.В. КРАВЦОВА
Е.В. КУЛЕШОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.