судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Беляковой Н.В., Жихарева Ю.А.
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Гречушниковой ЛН к администрации Кировского района г. Красноярска об изменении даты постановки на учет и к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 03 февраля 2014 г., которым постановлено:
"Обязать Министерство социальной политики Красноярского края посредством издания приказа предоставить Гречушниковой ЛН единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Гречушниковой Л.Н. к администрации Кировского района г. Красноярска отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гречушникова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Кировского района г. Красноярска об изменении даты постановки на учет и к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Свои требования мотивировала тем, что, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес" с семьей внучки из четырех человек, членом которой не является, общего хозяйства с ней не ведет. Обеспеченность ее общей площадью жилого помещения составляет 11,2 кв.м, что менее учетной нормы, в связи с чем в 2010 году она обратилась в администрацию Кировского района г.Красноярска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилье. Однако, лишь в мае 2013 года она была поставлена на соответствующий учет, вследствие чего затянулось решение вопроса предоставления ей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Просила признать ее состоящей на учете нуждающихся в жилье с 21.12.2010 г. и возложить на Министерство социальной политики Красноярского края обязанность по предоставлению ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной политики Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства социальной политики Красноярского края Васильевой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, выслушав Гречушникову Л.Н. и ее представителя адвоката Скрипальщикову Ю.Л., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. "а"-"ж" и "и" п.п.1 ст.2 закона, предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт1).
В силу ст.4 Закона Красноярского края "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6. ст.1 указанного Закона предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пп.2 п. 1 данной статьи предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: ... 2) ... являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; ...
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся совместно проживающие с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, из указанных положений материального закона следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Принимая решение об удовлетворении требований Гречушниковой Л.Н. о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Гречушникова Л.Н. относится к категории нуждающихся в жилом помещении, поскольку являясь сособственником занимаемого жилого помещения и проживая совместно с внучкой и членами ее семьи в одной квартире, обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, из которых следует, что Гречушникова Л.Н., "данные изъяты" рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны. Распоряжением администрации Кировского района г. Красноярска от 19.08.2013 года истица признана нуждающейся в жилом помещении по категории - вдова участника ВОв. Вместе с тем, из дела также следует, что Гречушникова Л.Н. 28 марта 1995 года совместно с супругом Гречушниковым Л.А., дочерью Скрипальщиковой Ю.Л. и внучкой Мунгаловой (Поповой) А.А., приобрела в общую собственность квартиру по адресу: "данные изъяты"
После смерти мужа, истица получила свидетельство о праве на открывшееся наследство в виде ? доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру, но право не зарегистрировала.
Таким образом, истица фактически является собственником 1/2 доли в вышеуказанной квартире. В данной квартире также проживает внучка Мунгалова (Попова) А.А., являясь собственницей ? доли в квартире, с членами семьи - муж и двое детей.
Также из дела следует, что истица не является членом семьи внучки, что было подтверждено истицей в суде апелляционной инстанции, а, следовательно, наличие у истицы основания нуждаемости, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст. 51 ЖК РФ, фактическими обстоятельствами дела не подтверждается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать правильными выводы суда, что поскольку Гречушникова Л.Н., проживая совместно с семьей внучки, фактически занимает комнату 8,3 кв. м. и в общей сложности на каждого члена семьи приходится по 11,3 кв.м., что менее учетной нормы, то она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, судебная коллегия находит их несостоятельными, поскольку из представленных по делу доказательств следует, что истица не является членом семьи внучки, является собственницей ? доли в вышеуказанной квартире, что составляет 28,25 кв.м., что является больше учетной нормы, а, следовательно, истица обеспечена жилой площадью в соответствии с предусмотренными жилищным законодательством нормами.
С учетом изложенного, совместное проживание в одной квартире истицы и семьи внучки из четырех человек, не является основанием для признания истицы нуждающейся в жилом помещении.
Кроме того, судебная коллегия считает, что наличие Распоряжения администрации Кировского района г. Красноярска о принятии Гречушниковой Л.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 19 августа 2013 года, не может свидетельствовать о необходимости удовлетворения требований, поскольку в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что фактически истица не является нуждающейся в жилом помещении.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции неверно истолковал указанные выше положения материального закона, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда о нуждаемости истицы в жилом помещении не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем, решение суда в части удовлетворенных требований подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гречушниковой Л.Н. к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья отказать.
Рассматривая требования Гречушниковой Л.Н. к администрации Кировского района г. Красноярска об изменении даты принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 21.12.2010 года и отказывая в их удовлетворении, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истицей первоначально был предоставлен неполный пакет документов, в связи с чем она и не была поставлена на учет с 2010 года.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подтверждаются представленными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка судом.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 03 февраля 2014 года отменить в части удовлетворенных требований об обязании Министерство социальной политики Красноярского края предоставить Гречушниковой Л.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гречушниковой ЛН к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 03 февраля 2014 года оставить без изменения.
Председательствующий: Емельянов В.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Жихарев Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.