Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы по делу N 33А-323
(Извлечение)
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Коронца А.А.,
при секретаре - Татарченко Н.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части "данные изъяты" майора запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N 97, соответственно, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в управление с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в "адрес".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления предложил заявителю представить ряд недостающих документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В феврале 2013 года заявителем были представлены истребуемые у него начальником управления документы, за исключением сведений, подтверждающих факт совместного проживания с ним сына после расторжения брака.
Решением начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 было отказано в принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с непредоставлением необходимых документов.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать вышеуказанное решение начальника управления незаконным и обязать названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения постоянном месте жительства.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на Правила признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 512, отмечает, что указанными Правилами предоставление документов, подтверждающих совместное проживание ребенка с ним не предусмотрено, тем более, что он в заявлении просил предоставить ему жилое помещение только на него одного.
Обращает внимание, что суд в своем решении вышел за пределы заявленных требований, поскольку вместо того, чтобы дать оценку основанию отказа начальника управления в принятии его на жилищный учет в виду непредоставления необходимых документов, суд дал неверную оценку и сделал вывод об отсутствии у него права на обеспечение жильем, в связи с утратой статуса военнослужащего на момент обращения его с заявлением о принятии на жилищный учет.
Далее автор жалобы отмечает, что в период прохождения военной службы он признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий и от Министерства обороны РФ жилым помещением никогда не обеспечивался, при этом какого-либо жилого помещения он не имеет. Кроме того, ему в период службы выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилого помещения, что является подтверждением того факта, что он является нуждающимся в жилом помещении.
В заключение автор жалобы указывает, что ему не могло быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения на том основании, что он обратился в жилищные органы Министерства обороны РФ после окончания военной службы, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в постановке на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, установлены Правилами признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила) и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Министром обороны Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция). Основания же признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Пунктами 1 и 3 Правил и пунктом 1 Инструкции определено, что только военнослужащие вправе обратиться в соответствующий жилищный орган Министерства обороны РФ о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации своего права на получение жилого помещения, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Таким образом, анализ данных норм права свидетельствует о том, что изъявление желания военнослужащим о реализации своего права на получение жилого помещения от ведомства, в котором он проходит военную службу, возможно только в период прохождения им службы, о чем им подается в установленном порядке рапорт о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, что, в свою очередь, порождает обязанность военного ведомства по обеспечению военнослужащего жилым помещением, в том числе и после увольнения его с военной службы.
После же увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части военнослужащий реализует жилищные права в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, по месту своего жительства, если в период военной службы он не был в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, пунктом 5 названной Инструкции определено, что если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Заявление о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, было им направлено в управление ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части. Письмом начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было предложено представить недостающие для его принятия на жилищный учет документы и разъяснены последствия непредоставления таковых. ДД.ММ.ГГГГ решением начальника управления N заявителю было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ввиду непредоставления заявителем необходимых документов, подтверждающих его право состоять в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом изложенного, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель не обладает правом на обеспечение жилым помещением за счет Министерства обороны РФ, поскольку в период военной службы он не изъявил желания о реализации своих жилищных прав и в установленном порядке на момент исключения его из списков личного состава воинской части не был признан нуждающимся в жилом помещении.
Также, суд первой инстанции правильно указал о том, что заявителю, не представившему в предусмотренный законом тридцатидневный срок необходимые документы, решением начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ N было обоснованно отказано в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
То обстоятельство, что ФИО1 обратился к начальнику управления с заявлением о постановке на жилищный учет уже после дня исключения его из списков личного состава воинской части, не давало ему права признания нуждающимся в жилом помещении в жилищном органе Министерства обороны РФ, поскольку к этому времени он утратил статус военнослужащего.
Вопреки доводу жалобы заявителя, признание судом обоснованным решения начальника управления об отказе в принятии его на жилищный учет, в том числе и по тому основанию, что заявитель к моменту обращения в жилищный орган о признании его нуждающимся в жилом помещении, уже не являлся военнослужащим, не может служить поводом для отмены оспариваемого решения, поскольку, в соответствии со ст. 246 ГПК РФ, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований при рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного военного суда Коронец А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.