Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Дьякова А.Н., Будылка А.В.
при секретаре Кучуковой Д.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области - Аленчиковой И. В.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 26 февраля 2014 года о возложении на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности предоставить Жумаханову С. Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Жумаханов С.Б. обратился в суд с иском к Министерству образования, Министерству имущественных отношений, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указывалось, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот. Его мать Жумаханова Б.А. отказалась от него в родильном доме, сведения об отце внесены со слов матери. Согласно решению Исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов от 10.04.1990 за N224 он был определен в детское учреждение на полное государственное обеспечение. В период с 22.08.1997 по 01.09.2006 находился на воспитании в КОУ Омской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с ограниченными возможностями здоровья" и находился на полном государственном обеспечении. Жилого помещения на праве собственности он не имеет. 10.07.2008 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Проживает в съемной квартире. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании истец Жумаханов С.Б. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просила в иске отказать, полагая, что права истца Министерством не нарушены.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. против иска возражала.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в суд не явился, был извещен.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства образования Омской области, ссылаясь на допущенные судом нарушения судом норм материального права. Право истца на обеспечение жилым помещением ими не оспаривается. Министерством были выполнены все необходимые действия для обеспечения истца жильем в рамках полномочий, возложенных на них Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. Факт их бездействия истцом не доказан. Названный Порядок не предусматривает незамедлительное предоставление жилого помещения по достижении 18 лет. Обеспечение жилым помещением носит длительный характер. Резолютивная часть решения должна содержать также конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести. Вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 101-105), в судебное заседание не явились представители Министерства образования, Министерства имущественных отношений, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Жумаханова С.Б., возразившего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, родителями истца Жумаханова С.Б., " ... " года рождения, являются ЖБМ и ЖБА
Согласно отказной расписке ЖБА от 26.03.1990 на имя главного врача Роддома N3 ЦЛИ, 24.03.1990 ЖБА в роддоме N3 в г. Омске родила ребенка мужского пола, отказалась от родительских прав, не возражала, если ребенка усыновят в другую семью (л.д.39).
Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении.
На основании Решения Исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета Народных Депутатов N 224 от 10.01.1990 несовершеннолетний Жумаханов С.Б., " ... "1990 года рождения, определен в дом ребенка N1 на полное государственное обеспечение.
Жумаханов С.Б. в период с 28.05.1990 по 01.10.1993 находился на воспитании в Доме ребенка N1, с 01.10.1993 по 31.08.1995 являлся воспитанником МОУ "Детский дом N4" Советского АО г. Омска, с 31.08.1995 по 30.08.1997 воспитывался в МОУ "Детский дом N3", с 22.08.1997 по 31.08.2006 воспитывался в КОУ Омской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно Архивной справке БОУ СПО "Омский техникум строительства и лесного хозяйства" N55 от 24.10.2013, Жумаханов С.Б. обучался в ГОУ НПО "Профессиональное училище N49" с 01.09.2006 по 30.06.2008. Решением Государственной комиссии от 30.06.2008 ему присвоена квалификация столяр строительный, плотник. Выдано свидетельство N " ... " об окончании полного курса обучения.
Архивной справкой БОУ СПО "Омский техникум строительства и лесного хозяйства" N55 от 24.10.2013 подтверждено, что Жумаханов С.Б. обучался в ГОУ НПО "Профессиональное училище N49" с 01.09.2008 по 01.07.2010. Решением Государственной комиссии от 30.06.2010 ему присвоена квалификация штукатур, маляр (строительный), облицовщик-плиточник. Выдано свидетельство " ... "1 об окончании полного курса обучения.
Постановлением Мэра г. Омска от 10.07.2008 N578-п Жумаханов С.Б. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из сообщения Министерства образования Омской области от 12.02.2014 следует, что Жумаханов С.Б. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории муниципального образования городской округ город Омск.
Согласно сведениям Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, правом бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовал.
Истец зарегистрирован по адресу: г. Омск, " ... ", в общежитии КОУ Омской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", фактически снимает жилье и проживает в комнате в общежитии по адресу: г. Омск, " ... ".
Исходя из приведенных выше правовых положений, законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Представленными документами подтверждено, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, его возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Жумаханову С.Б. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем согласно п. 9, 10 Порядка Министерство образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Минимущества Омской области о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, и направления информации о количестве и месте нахождения жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд Омской области, обязано предоставить сведения о детях-сиротах с учетом дат их рождения, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании.
Однако данные действия Министерством образования совершены не были.
Ссылка подателя жалобы на то, что выполнение данных действий возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования является необоснованным и судебной коллегией отклоняется, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования функций.
Указания в жалобе на то, что указанный Порядок предоставления жилых помещений не предусматривает незамедлительное предоставление жилого помещения по достижении 18 лет, обеспечение жилым помещением носит длящийся характер, при этом в список, формируемый Министерством образования Омской области, истец включен и его право будет реализовано, являются неубедительными, поскольку о безусловном предоставлении Жумаханову С.Б. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с названным выше Порядком предоставления жилых помещений. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления, поскольку названным выше Порядком подробно регламентированы полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем отсутствует необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Жумаханова С.Б. жильем.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.