Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе председательствующего Подольской А.А.,
судей Клюева С.Б., Смирновой Е.И.,
при секретаре Подусовской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нарушевича К.Д. на решение Советского районного суда г.Самары от 10 января 2014 года, которым постановлено: "Исковые требования Нарушевич К.Д. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., пояснения истца Нарушевича К.Д. и его представителя по доверенности - Платонову Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нарушевич К.Д. обратилась с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просил признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 466,00 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" в силу приобретательной давности. В судебном заседании истец исковые требования изменил. Просил признать право собственности на указанный земельный участок на основании ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он по договору купли-продажи приобрел в собственность земельный участок площадью 652,0 кв.м. с расположенным на нем жилым домом по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность, бесплатно, под огородничество рядом расположенного земельного участка, площадью 466,00 кв.м. на основании ст. 9 Закона Самарской области "О земле". Испрашиваемый земельный участок имеет общую границу и примыкает к его земельному участку. Испрашиваемый земельный участок включает в себя также земельный участок площадью 173,0 кв.м., предоставленный ранее предыдущему собственнику ФИО1 по договору на право аренды от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Самары N от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем договор аренды переоформлен на имя Нарушевича К.Д. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области уведомило Нарушевич К.Д. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка под огородничество в собственность, бесплатно в связи с несоблюдением условий установленных п. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (земельный участок граничит с территориями общего пользования, не обозначенными красными линиями). Полагая данный отказ незаконным, истец обратился в суд.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая решение суда, истец указывает на отсутствие у ответчика законных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, бесплатно, что не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
В заседании судебной коллегии Нарушевич К.Д. и его представитель по доверенность Платонова Н.А. доводы жалобы подержали.
Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрации г.о. Самара, Управление Росреестра по Самарской области представителей в судебное заседание не направили. Уведомлены.
? Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно доводам искового заявления Нарушевичу К.Д. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 352 кв.м., разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N, а также земельный участок площадью 300 кв.м., разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N. Земельный участок площадью 173,10 кв.м, находящийся по указанному адресу, был предоставлен Нарушевичу К.Д. на праве аренды по договору от ДД.ММ.ГГГГ N
Общая площадь земельного участка, которым пользуется истец -1143,0 кв.м., входит в испрашиваемый земельный участок, площадью 466,0 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Нарушевич К.Д. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений уведомило истца об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под огородничество, так как минимальный размер земельного участка, предоставляемого под огородничество 600,0 кв.м, земельный участок граничит с территориями общего пользования, которые не обозначены красными линиями. Таким образом, согласно правовой позиции ответчика, условия, предусмотренные п. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле", для предоставления земельного участка в собственность отсутствуют.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5.1. Закона Самарской области "О земле" предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, осуществляется Правительством Самарской области или уполномоченными им исполнительными органами государственной власти Самарской области.
В соответствии со статьей 13 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину для огородничества в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет 0,06 гектара.
Согласно части 3 статьи 9 указанного закона земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее установленных минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка;
2) земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
2.1) земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования;
3) минимальный размер земельного участка соответствует следующим требованиям: минимальный размер земельного участка, предоставляемого для огородничества, дачного строительства, животноводства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается равным его фактическому размеру. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства и индивидуального жилищного строительства, устанавливается муниципальным правовым актом. При этом он может быть установлен равным фактическому размеру указанного земельного участка. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого для садоводства, гаражного строительства, устанавливается в соответствии с требованиями ЗК РФ.
Кроме того в силу ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения;) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование), аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (п. 7 ст. 39).
В соответствии со ст. 40 данного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
В заседании суда первой инстанции установлено, что акт установления и согласования границ испрашиваемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", отсутствуют подписи заинтересованных лиц или их представителей, их данные, тогда как в самом акте указано, что представителями заинтересованных собственников, владельцев, пользователей при отводе земельного участка заявлено согласие с границами межевания, также не определены границы согласования испрашиваемого земельного участка с каждым смежным земельным участком, в том числе, не согласована уполномоченным органом граница территории общего пользования.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером N площадью 12755 кв.м., с которым граничит испрашиваемый земельный участок, занят металлическими гаражами, предоставлен в аренду гаражному кооперативу N, сведения о регистрации прав отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером N, также имеет общую границу с испрашиваемым земельным участком, сведения о регистрации прав отсутствуют, относится к объектам общественно-делового назначения.
Согласно п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) обозначаются красными линиями.
Из плана земельного участка, представленного истцом, следует, что испрашиваемый земельный участок, ограничен в точках 17, 26, 27 красными линиями. В точках 27, 20, 21, 22 граничит с территориями общего пользования, не обозначенными красными линиями.
В силу же п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории. Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имеются принятые, утвержденные и опубликованные в порядке, предусмотренном указанной нормой Закона, проекты межевания и планировки территории, которыми определены места общего пользования и утверждены отграничивающие их запроектированные красные линии. Доказательств того, что между испрашиваемым заявителем земельным участком и рядом расположенной территорией на момент принятия оспариваемого отказа имеются отграничивающие его запроектированные красные линии не представлено. Из плана земельного участка (л.д. 7, 8, 118) и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 137) данное обстоятельство также не усматривается.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии условий установленных законом для предоставления спорного земельного участка в собственность истцу бесплатно на основании ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
Кроме того, в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Из буквального толкования данной нормы следует, что путем признания права может быть осуществлена защита уже возникшего права, существующего, но оспариваемого другими лицами. Т. е. по иску о признании права собственности истец должен доказать, кроме прочего, наличие оснований приобретения такого права. Наличие указанных обстоятельств заинтересованное лицо должно доказать по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств возникновения у истца права собственности на основаниях предусмотренных законом, договором, в силу соответствующего распоряжения государственных, муниципальных органов, иным основаниям, истец не представил.
Само по себе, наличие у гражданина оснований для предоставления земельного участка в собственность по ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" не влечет за собой возникновение права собственности на спорный участок в силу указанной нормы закона. Такое право реализуется гражданами в заявительном порядке и возникает на основании соответствующего распоряжения Правительства Самарской области или уполномоченного им исполнительного органа государственной власти "адрес" (Министерства имущественных отношений Самарской области) в компетенцию которого входят вопросы предоставления земельных участков (п. 2 ч. 2 ст. 5.1. Закона Самарской области "О земле"). Отказ Министерство имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ истцом в установленном порядке не оспорен. Требование об оспаривании отказа не заявлено истцом и в рамках настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом ограничении испрашиваемого земельного участка на момент принятия оспариваемого отказа местами общего пользования при отсутствии по границам спорного участка красных линий необоснованны и правового значения не имеют.
Как следует из текста уведомления Министерства, решение принималось на основании норм Закона Самарской области "О земле" в редакции до внесения изменений Законом Самарской области от 15.07.2013 N 69-ГД. При рассмотрении дела суд первой инстанции также руководствовался законом в редакции действовавшей до 15.07.2013.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не содержат указаний на факты, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания их неправильными не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Самары от 10 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нарушевича К.Д. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.