Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Никоненко Т.П. и Александровой З.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием заявителя Беленкина А.С., заинтересованных лиц Беленкиной Л.П. и представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... области Алтуховой Н.А. дело по апелляционной жалобе указанного заявителя на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 27 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснение заявителя Беленкина А.С., поддержавшего доводы жалобы, заинтересованного лица Беленкиной Л.П., считавшей жалобу обоснованной, и представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... области Алтуховой Н.А., возражавшей против доводов жалобы, объяснения судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беленкин А.С. обратился в Ленинский районный суд города Смоленска с заявлением об оспаривании действий и решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... области (далее также - Управление Росреестра).
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора дарения от 26 января 1998 г. и решения мирового судьи судебного участка N 4 города Смоленска от 21 сентября 2012 г. он является собственником индивидуального жилого дома по адресу: ... , и 18 июля 2013 г. подал в Управление Росрестра заявление о государственной регистрации права собственности на дом, приложив вышеуказанные договор дарения от 26 января 1998 г. и судебное решение от 21 сентября 2012 г., а также иные документы на дом: план жилого дома от 26.10.88 г., решение ... горисполкома от 22.02.89 г. N ... об оформлении технической документации на дом, акт государственной приемки здания от 15.12.1989 г. N ...
Исходящим от 6 сентября 2013 г. N ... ему сообщено об отказе в государственной регистрации права со ссылкой на непредставление кадастрового паспорта дома, что, по мнению заявителя, неправомерно, поскольку договор дарения от 26 января 1998 г. был зарегистрирован в ... бюро технической инвентаризации (БТИ) до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и в этом случае представление кадастрового паспорта не требуется, а подлежит применению норма пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона о признании ранее учтенных прав на объект недвижимого имущества, в соответствии с которой Федеральная кадастровая палата, подведомственная Росреестру, должна была самостоятельно поставить ранее учтенный (в БТИ) дом на кадастровый учет.
Считал также, что за государственную регистрацию права собственности на дом следовало уплатить государственную пошлину в размере ... , а не ... , как ему ошибочно разъяснили в Управлении Росреестра при принятии заявления о регистрации.
Просил обязать Управление Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности на дом и возвратить излишне уплаченную часть государственной пошлины в размере ...
Представитель Управления Росреестра Алтухова Н.А. возражала против доводов заявления и пояснила, что в ходе правовой экспертизы представленных документов выяснилось, что в государственном кадастре недвижимости, который в ... области ведет ... филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", отсутствуют сведения об индивидуальном жилом доме по адресу: ... Об этом обстоятельстве, препятствующем проведению государственной регистрации, заявителю было сообщено уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 2 августа 2013 г. N ... , где также разъяснена необходимость поставить дом на кадастровый учет. Однако Беленкин А.С. в течение установленного ему срока (до 6 сентября 2013 г.) каких-либо мер, направленных на устранение недостатков представленных документов не принял, в связи с чем в государственной регистрации права ему было отказано. По мнению Алтуховой Н.А., действия государственного регистратора и принятое им решение являются правомерными.
Также, как считала Алтухова Н.А., государственная пошлина уплачена заявителем в размере, предусмотренном законом, и оснований для ее возврата не имеется.
Обжалуемым решением в удовлетворении требований Беленкина А.С. отказано.
В рассматриваемой апелляционной жалобе он просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Условия и порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются одноименным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (далее также - Закон о регистрации).
Из дела видно, что заявителю Беленкину А.С. на основании договора дарения от 26 января 1998 г. принадлежит 1/2 доля индивидуального жилого дома по адресу: ...
Кроме того, решением мирового судьи судебного участка N 4 города Смоленска от 21 сентября 2012 г. за ним признано право собственности на вторую долю.
18 июля 2013 г. в Управление Росреестра поступило заявление Беленкина А.С. о проведении государственной регистрации права собственности на указанный дом.
К заявлению не был приложен кадастровый паспорт дома, в связи с чем государственная регистрация была приостановлена, о чем Беленкину А.С. сообщено уведомлением от 2 августа 2013 г. N ... , где также разъяснена необходимость устранения отмеченных недостатков в срок до 1 сентября 2013 г.
При этом Управлением Росреестра в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" был направлен запрос (в электронном виде), на который получен ответ от 24.07.2013 N ... о том, что дом N ... не состоит на кадастровом учете.
Сообщением от 06.09.2013 N ... Беленкин А.С. уведомлен об отказе в государственной регистрации права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения; документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также содержать описание недвижимого имущества и надлежащие подписи сторон.
Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (далее - Правила), ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.
В силу пункта 23 Правил подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества и заполняется на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон о кадастре) определено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов.
Приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. N п/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам РФ полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с указанным Планом-графиком 15 сентября 2010 г. Управление Росреестра передало полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области реорганизована в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра") с сохранением основных целей деятельности.
Согласно пункту 11 статьи 33 Закона о регистрации с 1 января 2013 г. кадастровый паспорт здания, строения, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации определено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором, в частности, в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Поскольку в ходе экспертизы поданных Беленкиным А.С. документов установлены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, а именно: отсутствие кадастрового паспорта дома, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий государственного регистратора, связанных с приостановлением (пункт 1 статьи 19 Закона о регистрации) и последующим отказом в государственной регистрации права собственности на дом (абзац четвертый пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
С доводами жалобы в указанной части согласиться нельзя.
Как уже было отмечено, государственная регистрация прав возможна в отношении только той недвижимости, которая прошла государственный кадастровый учет в соответствии с Законом о кадастре.
В силу части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.) с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Законом о регистрации, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения об объектах недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения (ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, хранящихся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о кадастре.
При этом в срок до 1 января 2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, должны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (приказ Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. N 1), заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Беленкиным А.С. не оспаривается тот факт, что к поданному им 18 июля 2013 г. заявлению о проведении государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом N ... не был приложен кадастровый паспорт, и что сведения о ранее учтенных правах на данный объект недвижимости в ... филиале кадастровой палаты отсутствуют.
Его доводы о том, что Управление Росреестра должно было самостоятельно истребовать необходимые сведения (документы) из органов технического учета ( ... БТИ) либо дать указание направить такой запрос ... филиалу кадастровой палаты не основаны на законе.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 45 Закона о кадастре (действовали до 1 октября 2013 г.):
если на день получения предусмотренного статьей 14 Закона о кадастре запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведения и документы о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и право собственности на такой объект недвижимости не зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, орган кадастрового учета в установленный частью 9 статьи 14 Закона о кадастре срок выдает (направляет) уведомление в письменной форме об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. В данном уведомлении указывается орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о таком объекте недвижимости;
орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта.
Таким образом, в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, внесение таких сведений органом кадастрового учета возможно следующими способами:
при получении органом кадастрового учета запроса о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о кадастре, при условии, что право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации (часть 6 статьи 45 Закона о кадастре);
при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
в порядке, установленном Законом о кадастре для постановки на государственный учет объектов недвижимости, с учетом особенностей, предусмотренных частью 8 статьи 45 Закона о кадастре, при условии отсутствия зарегистрированного права в установленном Законом о регистрации порядке (часть 8 статьи 45 Закона о кадастре).
Из приведенных норм следует, что территориальные подразделения Росреестра не уполномочены запрашивать в органах или организациях, осуществляющих хранение учетно-технической документации, сведения об объектах недвижимости. Направление таких запросов относится к компетенции территориальных филиалов кадастровой палаты, которые не подчинены территориальным подразделениям Росреестра.
Получить соответствующие документы об объекте недвижимого имущества вправе также само заинтересованное лицо (гражданин).
Беленкиным А.С. не представлено доказательств его обращения в ... БТИ и в другие органы и организации, осуществляющие хранение учетно-технической документации, за получением сведений о доме, необходимых для включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
... филиал кадастровой палаты хотя и указан им в настоящем заявлении в качестве заинтересованного лица, однако его действия (бездействие), связанные с непринятием мер по истребованию и внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о доме, заявитель не оспаривал.
В то же время заслуживают внимания доводы Беленкина А.С. об излишней уплате им государственной пошлины.
Так, согласно пункту 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, размер пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для физических лиц составляет 1000 руб. (подпункт 22), а, если объект недвижимого имущества находится на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, - 200 руб. (подпункт 24).
Из выданной Беленкину А.С. расписки в получении документов видно, что к его заявлению о государственной регистрации права собственности на дом, поданному 18 июля 2013 г., была приложена квитанция от 18.07.2013 N ... об уплате государственной пошлины в размере ... (л.д. 8).
Между тем, как усматривается из имеющейся в деле копии акта государственной приемки здания (сооружения) от 5 октября 1989 г., утвержденного решением ... горисполкома от 15.12.1989 г. N ... , дом N ... возведен на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.
При этих обстоятельствах Управление Росреестра обязано было на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.34 Налогового кодекса РФ принять решение о возврате заявителю излишне уплаченной им государственной пошлины ( ... ).
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение в указанной части нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения - об удовлетворении требований Беленкина А.С. о возврате пошлины.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Смоленска от 27 января 2014 года в части отказа в удовлетворении требований о возврате излишне уплаченной государственной пошлины отменить, и принять в указанной части новое решение, которым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... области принять решение о возврате Беленкину А.С. части уплаченной им по квитанции от 18.07.2013 N ... государственной пошлины в размере ...
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Беленкина А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.