Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Голомидовой И.В.,
при секретаре Юдакове С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гришиной Л.А., Гришиной Е.А., Гришина Д.А. на решение Белевского районного суда Тульской области от 06 февраля 2014 года по делу по иску Гришиной Л.А., Гришиной Е.А., Гришина Д.А. к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гришина Л.А., Гришина Е.А., Гришин Д.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Гришина Л.А. является нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда, а именно двухкомнатной квартиры ... В данной квартире также зарегистрированы и проживают ее дети Гришина Е.А. и Гришин Д.А.
Постановлением главы администрации МО "Белевский район" Тульской области N * от дата жилой дом ... отнесен к категории ветхих жилых домов.
По мнению истцов, в силу положений ст.ст. 57, 87,89 ЖК РФ они имеют право на обеспечение по месту жительства жилой площадью вне очереди.
Истец Гришина Л.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Истцы Гришина Е.А., Гришин Д.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещались надлежащим образом, в представленных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО Белевский район Тульской области по доверенности Журавлева Л.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что у Гришиной Л.А., имеется в собственности квартира, наличие которой не дает возможности признать семью нуждающейся в предоставлении муниципального жилья.
Решением Белевского районного суда Тульской области от 06 февраля 2014 года постановлено: в удовлетворении исковых требований Гришиной Л.А., Гришиной Е.А., Гришина Д.А. к администрации муниципального образование Белевский район Тульской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания отказать.
В апелляционной жалобе Гришина Л.А., Гришина Е.А., Гришин Д.А. просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела по правилам ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения Гришиной Л.А., Гришиной Е.А., представителя ответчика администрации МО Белевский район Тульской области по доверенности Журавлевой Л.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гришина Л.А., Гришина Е.А. и Гришин Д.А. зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: ...
Из финансового лицевого счета N * усматривается, что квартира ... является муниципальной, в ней зарегистрированы: Гришина Л.А. с дата, Гришин Д.А. с дата Гришина Е.А. с дата. Общая площадь квартиры составляет 37.3 кв.м. Задолженности по оплате жилой площади и коммунальных услуг нет.
Согласно договору найма жилого помещения от дата наймодатель МУП МО "Белевский район "Белевжилкомсервис" сдал, а наниматель Гришина Л.А. и члены ее семьи приняли в бессрочное возмездное пользование квартиру ...
Постановлением N * главы администрации Белевского района Тульской области от дата утвержден акт межведомственной комиссии от дата по определению фактического состояния ветхого фонда, в соответствии с которым ... отнесен к числу ветхих домов.
дата администрацией МО Белевский район Тульской области принято постановление N * "О внесении изменений в постановление главы администрации Белевский район от дата N * "Об утверждении акта межведомственной комиссии по определению состояния жилищного фонда МО "Белевский район", в приложение к постановлению главы администрации Белевского района от дата N * "Об утверждении акта межведомственной комиссии по определению состояния жилищного фонда МО "Белевский район", в перечень ветхих домов по МО "Белевский район", в которых слова "ветхого жилого фонда" заменены словами "жилых помещений непригодных для проживания".
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Гришиной Л.А., Гришиной Е.А., Гришина Д.А., указав, что, по смыслу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, находя его правильным.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Между тем данных о том, что Гришина Л.А., Гришина Е.А., Гришин Д.А. в установленном законом порядке обращались в администрацию по вопросу постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставили необходимые документы, не имеется. Таким образом, Гришина Л.А., Гришина Е.А., Гришин Д.А. после признания занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания не были признаны нуждающимися в жилых помещениях и не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем из материалов дела следует, что Гришиной Л.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи от дата удостоверенного нотариусом Белевского ГНК по р. N *, принадлежит квартира ... общей площадью 32,20 кв.м.
Вследствие этого у Гришиной Л.А., Гришиной Е.А., Гришина Д.А. не возникло права на внеочередное предоставление муниципального жилого помещения по договору социального найма.
Признание жилого помещения непригодным для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) не влечет предоставление истцам жилого помещения вне очереди по договору социального найма, как на то верно указано в обжалуемом решении суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на ст. 32 ЖК РФ и неправильное применение судом закона, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормах материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Ссылки Гришиной Л.А. на то обстоятельство, что после вынесения решения судом первой инстанции нанимателем спорного жилого помещения стал Гришин Д.А., который в установленном порядке был признан малоимущим, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на законность выводов суда первой инстанции не влияют. Гришин Д.А. не лишен возможности обратиться с иском в суд в установленном законом порядке.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белевского районного суда Тульской области от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гришиной Л.А., Гришиной Е.А., Гришина Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.