Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Кокшаровой Е.А.,
судей - С.А. Шинжиной, О.Е. Красиковой,
при секретаре - Володиной Е.С.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Республики Алтай Т.М.В. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 января 2014 года, которым
иск прокурора Улаганского района в интересах К.Л.С. к Министерству труда и социального развития Республики Алтай об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворен частично.
Обязано Министерство труда и социального развития Республики Алтай предоставить К.К.Л.С. 31 мая 1987 года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта муниципального образования в Республике Алтай жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Отказано в иске прокурора Улаганского района в интересах К.К.Л.С. к Министерству труда и социального развития Республики Алтай в части предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В суд обратился прокурор Улаганского района в интересах К. (в связи со вступлением в брак фамилия изменена на К.К.Л.С. к администрации МО "Улаганский район" с иском об обязании предоставить жилое помещение по договору найма, мотивируя тем, что прокуратурой района по заявлению К. являющейся сиротой проведена проверка соблюдения администрацией МО "Улаганский район" прав и свобод человека. Согласно ст.8 ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.57 ЖК РФ гражданам вышеуказанной категории жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Порядок предоставления жилых помещений определяется субъектом Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Алтай N 316 от 29.12.2006 года утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах в Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее Положение). Согласно п.2 Положения дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья; предоставления жилого помещения по договору социального найма. Дети сироты, нуждающиеся в жилом помещении принимаются на учет в соответствии с действующим законодательством. В силу п.27 Положения жилые помещения, построенные органами местного самоуправления за счет субвенций, выделенных из республиканского бюджета Республики Алтай детям - сиротам являются муниципальной собственностью. Муниципальное образование осуществляет деятельность по организации строительства жилья для детей-сирот по договорам социального найма. В ходе проверки установлено, что К., является сиротой, мать К.Н.И. умерла, отца нет. С 15.09.2008 года она состоит на улучшение жилищных условий в очереди администрации МО "Улаганский район" в списке "Детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на учете обеспечение жилым помещением вне очереди" под учетным номером "20". Однако в нарушение требований законодательства, у К. никакого жилья в наличии не имеется. Администрация МО "Улаганский район" допускает нарушение законодательства об обеспечении жильем детей - сирот, тем самым ущемляет их права и интересы. Поэтому прокурор в интересах К. просит обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям при поступлении денежных средств.
29 марта 2013 года заместителем прокурора Улаганского района А.О.И. исковые требования были уточнены, она просила обязать ответчика вне очереди предоставить К. жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Улаганского района не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям при поступлении денежных средств
Решением от 02.04.2013 г. суд обязал администрацию МО "Улаганский район" предоставить вне очереди К.Л.С. жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Улаганского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям при поступлении денежных средств.
11.10.2013 г. определением суда удовлетворено представление и.о. прокурора Улаганского района о пересмотре решения суда от 02 апреля 2013 года по делу по иску прокурора в интересах К.Л.С. к администрации МО "Улаганский район" о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО "Улаганский район" не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям при поступлении денежных средств по вновь открывшимся обстоятельствам, решение отменено.
05.12.2013 года определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика, в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
10.01.2014 года от представителя ответчика поступил отзыв, согласно которому внеочередное обеспечение жильем К. включенной в список под номером 395, будет противоречить законодательству, нарушит право граждан, которые включены в список ранее. В связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований о предоставлении К.Л.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.
22.01.2014 г. прокурором Улаганского района Т.А.И. исковые требования были уточнены, он просил обязать Министерство труда и социального развития Республики Алтай предоставить вне очереди К.Л.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Министерства труда и социального развития Республики Алтай Т.М.В. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований К.Л.С. В обоснование жалобы со ссылкой на положения Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Алтай от 26.03.2013 года N12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай", Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N341, указано, что К.Л.С. включена в список под N509 внеочередное обеспечение его жильем будет противоречить законодательству, нарушит право граждан, которые включены в список ранее.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства труда и социального развития РА Т.М.В. поддержавшую жалобу, выслушав прокурора К.Л.В. полагавшую решение суда законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, апелляционная коллегия находит обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, Правительством Республики Алтай или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства) в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Алтай специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте муниципального образования в Республике Алтай.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, К.К.Л.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, завершила обучение в образовательном учреждении, собственного жилого помещения не имеет, также, как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании Министерства труда и социального развития Республики Алтай предоставить К.Л.С. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта муниципального образования жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Между тем, как ранее указывалось судом апелляционной инстанции, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.
В этой связи доводы жалобы представителя Министерства труда и социального развития Республики Алтай Т.М.В. о том, что К.Л.С. включена в список под N 341, внеочередное обеспечение ее жильем будет противоречить законодательству, нарушит право граждан, которые включены в список ранее, апелляционная коллегия находит несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда и социального развития Республики Алтай Т.М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий - Е.А. Кокшарова,
Судьи - О.Е. Красикова, С.А. Шинжина
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.