Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Галиева В.А.
Голубевой И.В.
при секретаре Сиразевой Н.Р.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора г.Уфы Республики Башкортостан Скрипникова С.В. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 октября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Прокурора города Уфы в интересах Коканян Г.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по предоставлению благоустроенного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, незаконным, предоставить благоустроенное жилое помещение отказать.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах Коканян Г.В., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по предоставлению благоустроенного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, незаконным, предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование иска указано о том, что прокуратурой г.Уфы проведена проверка по обращению Коканяна Г.В. о нарушении его жилищных прав Администрацией Городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Установлено, что постановлением Администрации ГО адрес РБ от дата N ... Коканяну Г.В. наряду с другими 20 детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по договору социального найма предоставлено жилое помещение (комната), расположенное по адресу: адрес.
Истец полагает, что Коканян Г.В. не реализовал свое право на получение жилья до 01.01.2013 года; на правоотношения по обеспечению его жильем должны распространяться нормы Федерального закона от 22.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе, в части однократного предоставления благоустроенного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец полагает, что предоставление Коканяну Г.В., являющемуся сиротой, жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире многоквартирного жилого дома по адресу: адрес по договору социального найма на основании постановления Администрации ГО адрес РБ от дата N ... является незаконным и нарушает права заявителя на обеспечение его жильем.
Просит признать отказ адрес Республики Башкортостан по предоставлению Коканяну Г.В. благоустроенного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения незаконным; обязать адрес Республики Башкортостан однократно предоставить Коканяну Г.В. благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям адрес, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционном представлении заместителя прокурора г.Уфы Республики Башкортостан Скрипникова С.В. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что поскольку Коканян Г.В. не реализовал свое право на получение жилья до 01.01.2013г., на правоотношения по обеспечению его жильем должны распространяться нормы Федерального закона от 22.02.2012г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе, в части однократного предоставления благоустроенного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с чем, предоставление Коканяну Г.В. жилого помещения в виде коммунальной квартиры по договору социального найма на основании постановления Администрации ГО адрес РБ от дата. в дата года является незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Замалетдинову Л.И., представителя администрации ГО г.Уфы РБ Акчурину Н.А., судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд не вправе производить ревизию вступившего в законную силу решения суда под видом рассмотрения другого спора с иной интерпретацией требований, которым по существу уже давалась оценка при рассмотрении аналогичного дела.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Разрешая спор, принимая во внимание приведенные нормы права, суд правильно пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку вступившим в законную силу решением суда обязанность предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Коканяну Г.В. возложена на администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением ... районного суда адрес РБ от дата постановлено:
исковые требования прокурора адрес, действующего в интересах Коканян Г.В., к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить вне очереди Коканяну Г.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Решением суда установлено, что Коканян Г.В. родился дата в адрес, в графе "отец" указан " ФИО1", а в графе "мать" указана " ФИО2".
Согласно свидетельству о перемене имени от дата Коканян Г.В. поменял фамилию на Коканян.
Мать Коканяна Г.В. - ФИО2, умерла дата, что подтверждается свидетельством о смерти серии N ... N ... от дата. Отец истца ФИО1 умер дата.
Установлено, что над Коканян Г.В. дата Постановлением МО ... сельсовет РБ N ... была установлена опека, опекуном назначена ФИО3.
Коканян Г.В. обучался в ГОУ НПО ПК N ... по специальности " ... " с дата по дата, отчислен в связи с призывом в Армию.
Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N ... от дата Коканян Г.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В настоящее время Коканян Г.В. зарегистрирован и проживает по адресу: адрес, не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, однако он не обеспечен жилым помещением.
Также установлено, что постановлением Главы Администрации ГО адрес РБ N ... от дата постановлено:
предоставить по договору социального найма жилые помещения согласно приложению к настоящему постановлению. В указанном приложении в списке лиц, которым предоставляется жилое помещение, указан Коканян Г.В.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд принадлежавшее Коканяну Г.В. право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма реализовано, в связи с чем, требования прокурора адрес являются необоснованными.
Доводы апелляционного представления о том, что Коканян Г.В. не реализовал свое право на получение жилья до 01.01.2013г. несостоятельны. При этом судебная коллегия исходит из того, что Коканян Г.В. предоставлена комната в коммунальной квартире многоквартирного жилого дома по адресу: адрес по договору социального найма на основании постановления Администрации ГО адрес РБ от дата. N N ...
Исходя из выше изложенного, судебная коллегия находит, что Коканян В.Г. в соответствии со ст.7, ст.8 ФЗ "Об исполнительном производстве" вправе обратиться в органы, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.
Согласно положениям ст.36 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, данных о том, что Коканян В.Г. обращался за получением исполнительного листа по вышеуказанному судебному решению, и предъявил его к исполнению, не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования Прокурора города Уфы в интересах Коканян Г.В. о признании отказа адрес Республики Башкортостан по предоставлению благоустроенного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, незаконным, об обязании Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить благоустроенное жилое помещение не подлежат удовлетворению.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора г.Уфы Республики Башкортостан Скрипникова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Галиев В.А.
Голубева И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.