Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Казанцевой Т.Б.,Усольцевой Л.А.,
при секретаре Константиновой Т.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагеревой И.Ю. к Государственному казенному учреждению Республики Бурятия "Лесничество" о взыскании заработной платы, признании действий незаконными,
сапелляционной жалобой истца Лагеревой И.Ю.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 10 декабря 2013 года,
которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Лагеревой И.Ю. к Государственному казенному учреждению Республики Бурятия "Лесничество" о взыскании заработной платы, признании действий незаконными отказать.
Заслушав доклад судьи Усольцевой Л.А., выслушав представителя ответчика ГКУ РБ "Лесничество" по доверенности Александрову Е.Н., представителя третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Ильинова А.В., представителя третьего лица Министерства финансов РБ Алтаева А.А., проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Лагерева И.Ю. просила взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Лесничество" заработную плату в размере " ... " рублей, признать незаконным начисление районного коэффициента к заработной плате в размере 1,3, мотивируя необоснованным неприменением работодателем размера районного коэффициента в Баунтовском районе Республике Бурятия, установленного в размере 1,7 согласно п.1 ст.3 Закона Республики Бурятия от 09.03.2006 г. N 1525-Ш "О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений Республики Бурятия".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Республиканское агентство лесного хозяйства, Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство финансов Российской Федерации.
В заседании районного суда истец Лагерева И.Ю. отсутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ "Лесничество" по доверенности Александрова Е.Н. иск не признала, ссылаясь на то, что нормы Закона Республики Бурятия от 09.03.2006 г. N 1525-Ш "О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений Республики Бурятия" не могут применяться в отношении работников ГКУ "Лесничество", оплата труда которых производится за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета. Выплата установленного республиканским законодательством повышенного районного коэффициента, за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, будет являться нецелевым использованием. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Бурятия от 09.03.2006 г. N 1525-III источником финансирования затрат на гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом является республиканский бюджет. ГКУ "Лесничество" обращалось в Правительство Республики Бурятия через учредителя - Республиканское агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств из республиканского бюджета для начисления районного коэффициента к заработной плате работникам, осуществляющим трудовую деятельность в северных районах, однако в этом ему было отказано.
Представитель третьего лица Министерства Финансов РФ по доверенности Ринчино М.В. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на ст. 1069 ГК РФ.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Бурятия по доверенности Федорова А.А. возражала против иска, пояснила, что поскольку оплата труда работников ГКУ "Лесничество" осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, расходы по выплате районных коэффициентов также должны осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. При передаче полномочий в объемах средств на содержание ГКУ "Лесничество" должен учитываться районный коэффициент в том размере, в каком он установлен актом, имеющим юридическую силу на всей территории Российской Федерации. Правовые акты субъектов РФ действуют только на территории субъектов РФ и не могут являться правовым основанием для финансирования при выполнении полномочий РФ. У Республики Бурятия нет оснований финансировать оплату труда работников подведомственных учреждений Республиканского агентства лесного хозяйства, т.к. это не относится к расходным обязательствам Республики Бурятия. В соответствии с ч. 2 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Гылыпкылов Р.Ю. также возражал против удовлетворения иска, дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя ГКУ "Лесничество" Александровой Е.Н.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Лагерева И.Ю. просит отменить решение районного суда и принять по делу новое решение, ссылаясь на его незаконность. Истец в жалобе указывает, что судом первой инстанции нарушены ее конституционные права, поскольку неправомерный расчет заработной платы без повышающего коэффициента ставит истца в неравное положение по сравнению с другими работниками, работающими в учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета, которым выплачиваются повышенный районный коэффициент, установленный Законом Республики Бурятия от 09.03.2006 г. N 1525-III " О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений Республики Бурятия". Кроме того, она ссылается на то, что финансирование ГКУ РБ "Лесничество" осуществляется за счет федерального и республиканского бюджета.
Ответчиком принесены возражения на жалобу истца, в которых приводятся доводы, аналогичные заявленным в районном суде и содержится ссылка на Постановление Правительства РБ от 25.09.2012 г. N 552 "О создании Государственного казенного учреждения РБ "Лесничество", которым предусмотрено финансирование содержания республиканского имущества ГКУ за счет средств республиканского бюджета, а не на оплату труда.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика ГКУ РБ "Лесничество" по доверенности Александрова Е.Н., представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Ильинов А.В., представитель третьего лица Министерства финансов РБ в лице Управления федерального казначейства РБ по доверенности Алтаев А.А. не соглашались с апелляционной жалобой, просили оставить решение районного суда без изменений.
Отсутствовали истец Лагерева И.Ю., представитель третьего лица Министерства РФ, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства. От них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или же изменения решения районного суда, постановленного с учетом обстоятельств дела, на основании исследованных с соблюдением ст. 67 ГПК РФ доказательств и требований закона.
Разрешая заявленные истцом требования, районный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцу районного коэффициента к заработной плате в размере 1.7 на основании указанного в иске Закона Республики Бурятия от 09.03.2006 г. N 1525-III, поскольку он распространяется на работников государственных учреждений республики, финансируемых из республиканского бюджета, в то время как оплата труда истца финансируется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Данный вывод коллегия находит соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства РФ.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2013 года Лагерева И.Ю. является работником структурного отдела - Витимского лесничества Государственного казенного учреждения РБ "Лесничество", расположенного в Баунтовском эвенкийском районе РБ, что следует из ее трудового договора N ... от 09.01.2013 года, Приказа о приеме на работу в Витимское лесничество ГКУ РБ "Лесничество" в должности экономиста N ... от 01.01.2013 г., Устава ГКУ РБ "Лесничество". Лагерева И.Ю. была принята на работу со следующими установленными надбавками к окладу: районный коэффициент - 30%, северная надбавка - 50%.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 25.09.2012 г. N 552 Государственное каченное учреждение РБ "Лесничество" было создано с 01.01.2013 г. ; указанное учреждение подведомственно Казенному учреждению Республиканскому агентству лесного хозяйства. Финансирование Казенного учреждения осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета в соответствии с установленным Правительством РФ порядком расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий в сфере лесных отношений, и за счет средств республиканского бюджета, направленных на содержание республиканского имущества.
Согласно Постановления Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 " ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАСХОДОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ВИДЕ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ" финансирование деятельности по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений ( куда включаются расходы на оплату труда ) осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Таким образом, ответчик доказал обстоятельство финансирования оплаты труда работников ГКУ РБ "Лесничество", в том числе истца Лагеревой И.Ю., исключительно за счет федерального бюджета, поскольку это прямо следует и из содержания Постановления Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 и п. 6 Постановления Правительства РБ от 25.09.2012 г. N 552 " О создании государственного казенного учреждения РБ "Лесничество".
В связи с этим, коллегия находит обоснованной позицию ответчика об отсутствии законных оснований производить выплату районного коэффициента к заработной плате истца в размере 1.7 на основании Закона Республики Бурятия в связи с отсутствием соответствующего нормативного акта, принятого Российской Федерацией.
В соответствии со ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента для расчета зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), устанавливает Правительство РФ.
Поскольку до настоящего времени соответствующий нормативный акт в РФ после вступления в законную силу Трудового кодекса РФ не был принят, суд первой инстанции правильно указал, что являются действующими положения Информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 г. N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 г. N 25-23/5995, которым установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3 в отношении Баунтовского района РБ.
Согласно ч. 2 ст. 316 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Статьей 2 Закона Республики Бурятия от 09.03.2006 г. N 1525-III " О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений Республики Бурятия" предусмотрено, что источником финансирования затрат на гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, является республиканский бюджет.
Тем самым законодательством РФ прямо предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъектов РФ устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов распространяются только в отношении учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов РФ. Поэтому исключается возможность распространения нормы Закона Республики Бурятия по установлению более высокого размера районного коэффициента в 1.7 в отношении истца, так как, финансирование оплаты его труда работодателем ГКУ РБ "Лесничество" производится за счет средств федерального бюджета.
Доводы жалобы не опровергают правильных выводов районного суда, безосновательно направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства, иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств. Они не влияют на правильность решения районного суда и не могут повлечь его отмену применительно к требованиям ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобуистца Лагеревой И.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий судья Т.А.Урмаева
Судьи коллегии Т.Б.Казанцева
Л.А.Усольцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.