Судья Верховного суда Республики Дагестан Магомедова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мужаидова М. А. в интересах А. А. ВА.а на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 03 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении должностного лица - директора открытого акционерного общества "Каякентская межхозяйственная строительная организация" (далее ОАО "Каякентская МСО" А. А. ВА.а,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-кавказскому федеральному округу N 13-0001/642-Пл.-8 от 10 декабря 2013 года директор ОАО "Каякентская МСО" Алиев А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1.000 рублей.
Решением Каякентского районного суда Республики Дагестан от 03 марта 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Мужаидова М.А. в интересах Алиева А.В. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Мужаидов М.А. в интересах Алиева А.В. обратился в Верховный суд Республики Дагестан с жалобой, в которой просит вынесенные решение суда и постановление административного органа отменить и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях Алиева А.В. состава административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований указывается, что директор ОАО "Каякентская МСО" Алиев А.В. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку не является лицом, которое должно сообщать экологическую информацию.
В судебном заседании в Верховном Суде РД представитель Алиева А.В. - Мужаидов М.А. поддержал свою жалобу и просил её удовлетворить по основаниям, указанным в жалобе.
В судебном заседании в Верховном Суде РД представитель Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-кавказскому федеральному округу Алиева К.А. просили оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Под сокрытием информации понимается несообщение соответствующим обязанным лицом информации о состоянии окружающей среды, когда у него имеется данная информация.
Под умышленным искажением понимается внесение изменений в данные, содержащиеся на каком-либо материальном носителе, либо непосредственное внесение недостоверных данных при составлении документа.
Несвоевременное сообщение предполагает пропуск срока, установленного для представления соответствующей информации.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию и состоянии окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией, по смыслу статьи 8.5 КоАП РФ, законодатель подразумевает информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Таким образом, сокрытие или искажение экологической информации является административным правонарушением.
Статьей 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определена необходимость государственного статистического учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и данных об их воздействии.
К негативному воздействию на окружающую среду отнесено в силу статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Приказом Минприроды России от 28.12.2010 года N 565 (в редакции от 04.09.2013) утверждён перечень объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Дагестан и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В приведённом перечне под номером 1454 указана ОАО "Каякентская межхозяйственная строительная организация", расположенная в Республике Дагестан, "адрес".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (ст. 11 Закона об отходах).
В силу ст. 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (ч. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 утверждена отчетность - годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).
Как видно из ответа заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по РД от 15.11.2013 года N 10-3094, данного на запрос начальника Махачкалинского отдела надзора на море Департамента федеральной службы Росприроднадзора по СКФО за N 1580/13 от 11.11.2013 года, предприятием - ОАО "Каякентская межхозяйственная строительная организация", расположенной в Республике Дагестан, "адрес", за период с 2011 по 2013 годы статистическая отчётность по форме 2 ТП (отходы), 2 ТП (воздух) не представлены.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что ОАО "Каякентская межхозяйственная строительная организация" оказывает негативное влияние на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Дагестан и подлежит федеральному государственному экологическому надзору, однако обществом за период с 2011 по 2013 годы статистическая отчётность по форме 2 ТП (отходы) не представлена.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки N 13-0001/642-Пл. от 2 декабря 2013 года, ответом заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по РД от 15.11.2013 года N 10-3094, данным на запрос начальника Махачкалинского отдела надзора на море Департамента федеральной службы Росприроднадзора по СКФО за N 1580/13 от 11.11.2013 года.
Дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом на основании Закона об охране окружающей среды, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 30.03.2011 N 188, а также ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при проведении проверки специалистами Росприроднадзора не установлено.
При рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у директора ОАО "Каякентская МСО" Алиева А.В. возможности для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности в сфере государственного экологического контроля, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах выводы суда о доказанности административным органом наличия в действиях директора ОАО "Каякентская МСО" Алиева А.В. состава вменяемого административного правонарушения является обоснованным.
Действия директора ОАО "Каякентская МСО" Алиева А.В. правильно квалифицированы по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены постановленного судебного акта.
Не является основанием для отмены решения районного суда приобщённое к материалам дела по ходатайству Мужаидова М.А. решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года, которым отменено постановление Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-кавказскому федеральному округу N 13-0001/642-Пл.-7 от 10 декабря 2013 года о наложении на ОАО "Каякентская МСО" по статье 8.5 КоАП РФ административного штрафа в размере 10.000 рублей. Решение Арбитражного суда не вступило в законную силу и не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 03 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора открытого акционерного общества "Каякентская межхозяйственная строительная организация" оставить без изменения, жалобу Мужаидова М. А. в интересах А. А. ВА.а - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан А.М.Магомедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.